Познаваемое Я (непосредственно воспринимающее эмоции)
Страница 6

Информация о психологии » Восприятие эмоциональных явлений » Познаваемое Я (непосредственно воспринимающее эмоции)

В процессе профессионального становления изменений в характере восприятия эмоциональных переживаний других людей у студентов-психологов и филологов не наблюдается. У студентов-математиков в процессе профессионализации различия обнаруживаются как на уровне категориального, так и непосредственного восприятия эмоций в другом. Так, на уровне категориального восприятияматематики-выпускники чаще, чем первокурсники, реализуют стратегию внешнего наблюдателя. Они осознают эмоции в другом через их экспрессивные проявления в поведении в целом ( 50 % и 7,1 % соответственно при j - 2, 47, р< 0,001 ). Реализуя стратегию внутреннего наблюдателя на уровне непосредственного восприятия

, математики-выпускники, в отличие от первокурсников, осознают изменения в протекании других психических процессов (20 % и 0 % соответственно при j - 1,68, р < 0,04 ). Они также осознают эмоции другого как переживания его отношения к потребностям (20 % и 0 % соответственно при j - 1,68, р < 0,04 ). Действуя в соответствии со стратегией внешнего наблюдателя на этом уровне восприятия, математики-выпускники не проецируют эмоции другого человека на явления предметного мира (0 % и 35,7 % соответственно при j - 2,54, р < 0,001).

В соответствии с теоретическим положением о том, что качественное своеобразие эмоций как психических явлений может быть понято только в связи с их личностной обусловленностью ( Б.Ф. Ломов, 1984 ) был проведен анализ взаимосвязи феноменологии восприятия субъектом эмоций в себе и собственной личности. Как показал анализ литературы по проблемам психологии личности, личность как объект изучения объединяет в себе многие аспекты, характеризующие человека, в том числе и эмоции ( Л, Хьелл, Д. Зиглер, 2000). Соответственно появляется основание для предположения о том, что в сознании реального субъекта “взаимодействуют”, сосуществуют два феноменологических поля - “поле восприятия им собственных эмоций” и “поле восприятия человеком своей личности”. Можно также предположить, что в результате этого взаимодействия возникает единое поле, но в зависимости от специфики поставленной в инструкции психолога познавательной задачи оно каждый раз особым образом переструктурируется. Таким образом, с одной стороны, был предпринят поиск ответа на вопрос о том, за счет каких личностных свойств осуществляется процесс восприятия субъектом собственных эмоций ? С другой стороны, осуществлялось изучение того, как феноменология восприятия субъектом эмоций в себе вовлечена в процесс отражения им своей личности ? Было предпринято изучение корреляционных связей между показателями восприятия субъектом собственных эмоций и количественными индикаторами некоторых личностных свойств, а также проанализированы различия в полученных корреляционных плеядах в зависимости от профессиональной направленности сознания испытуемых. В качестве меры связей был выбран коэффициент линейной корреляции Пирсона, а при анализе результатов учитывались значения, превышающие 5 % уровень значимости.

Корреляционный анализ показал, что наибольшее количество значимых связей имеется между категориями восприятия эмоций, с одной стороны, и свойствами самоотношения и эмоциональной сферы личности - с другой. Среди характеристик самоотношения чаще всего связи обнаруживаются с такими свойствами как самообвинение (склонность субъекта к самообвинению, переживанию отрицательных эмоций в адрес свой личности) (10 связей), самопривязанность (наличие/отсутствие у субъекта желания изменяться по отношению к наличному состоянию) (7 связей), самоуверенность (отношение субъекта к себе как к уверенному, самостоятельному, волевому человеку, ощущение силы своего “Я”) (6 связей), саморуководство (человек воспринимает себя как способного управлять эмоциями и переживаниями по поводу себя) (5 связей). В числе эмоциональных свойств личности с категориями восприятия эмоций наиболее тесно связаны спонтанная агрессивность, импульсивность (6 связей), депрессивность (предрасположенность человека к легкому возникновению депрессивных состояний) (6 связей), раздражительность (склонность человека к легкому возникновению эмоционального возбуждения, склонность к аффективному реагированию) (5 связей). Выявленные связи свидетельствуют о том, что имеется единое феноменологическое основание для восприятия и оценки субъектом как собственных эмоций, так и самоотношения и эмоциональных свойств своей личности. При анализе корреляционных связей также было обнаружено, что категории восприятия собственных эмоций, в которых реализуется стратегия внутреннего наблюдателя, представлены в 1,5 раза большим количеством связей со свойствами личности по сравнению с категориями, отражающими стратегию внешнего наблюдателя. Было также установлено, что количество значимых корреляций между категориями восприятия эмоций в себе и личностными свойствами в 2 раза больше на уровне категориального, чем непосредственного восприятия. Эти связи свидетельствуют о том, что выбор субъектом восприятия эмоций стратегии внутреннего наблюдателя в большей мере, чем предпочтение им стратегии внешнего наблюдателя, открывает доступ к интроспективному познанию собственной личности (на результатах которого основаны ответы на вопросы личностных методик).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 


Понятие о предмете психологии
Психология-это наука, изучающая возникновение, протекание и проявление психологических явлений в результате деятельности и общения человека. Психологические явления - психологические процессы: ощущение, восприятие, психологическое состояние, внимание, воля, эмоции, чувства. Психологические свойства: темперамент, характер направленности ...

Формирование профессиональной команды
Хороший коллектив в большей степени залог успеха проекта в целом, чем любой другой фактор. Многие рестораторы понимают это, работая над развитием и обучением коллектива, направленным на всестороннюю поддержку и конформное сосуществование. Без единства цели дисциплины, руководства невозможно получить эффективно работающий коллектив. Все ...

Семья как фактор формирования личности
Среди различных социальных факторов, влияющих на становление личности, одним из важнейших является семья. Традиционно семья - главный институт воспитания. То, что человек приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи обусловлена тем, что в ней человек находится в течение значительной части своей жизн ...