Общие выводы
Страница 1

1. Теоретически и эмпирически обоснована возможность рассмотрения феномена восприятия субъектом эмоциональных явлений на 2-х уровнях восприятия (непосредственном и категориальном) через реализацию им 2-х стратегии (внутреннего и внешнего наблюдателя).

2. Основанием для выделения двух уровней восприятия эмоциональных явлений является степень опосредованности отражаемой в сознании эмоции. На уровне непосредственного восприятия субъект осознает наличие эмоции как таковой. На уровне категориального восприятия (опосредованного процессом мышления) эмоция выступает в качестве самостоятельного объекта анализа, обладающего определенными характеристиками и сопровождающегося внешними проявлениями. На данном уровне человек осознает, что выступает в качестве причин эмоций, а также как он получает знание об этих переживаниях.

3. Основанием для выделения стратегий восприятия эмоциональных явлений служит характер отношения между субъектом и объектом восприятия. Соответственно выделены две стратегии восприятия субъектом эмоций: внешнего и внутреннего наблюдателя. Стратегия внешнего наблюдателя состоит в том, что в процессе осознания эмоций субъект опирается на их “внешние проявления” или соотносит переживаемые эмоции с объектами, явлениями предметного мира. Стратегия внутреннего наблюдателя отражает меру влияния на процесс осознания эмоций личного опыта воспринимающего, а также его стремление “привязать” эмоцию к другим психическим и физиологическим явлениям своего внутреннего мира.

4. В исследовании получено описание феноменологии процесса восприятия субъектом эмоциональных явлений как в себе, так и в другом. На уровне категориального восприятиясубъект отображает собственные эмоции, чаще реализуя стратегию внутреннего наблюдателя (обращается к причинам, породившим эти переживания, осознает их интенсивность и способ, посредством которого получает знание о качестве эмоциональных переживаний). Отображая эмоции в другом на этом же уровне, субъект чаще использует стратегию внешнего наблюдателя (осознает эмоции в другом через их экспрессивные проявления: речевые и звуковые средства экспрессии, выразительные движения, позу, эмоциональные действия человека, а также мимические средства экспрессии) .

· На уровне непосредственного восприятия

в отношении собственных эмоций и эмоций других людей стратегии меняются. Воспринимая эмоции в себе на этом уровне, субъект чаще реализует стратегию внешнего наблюдателя (осознает собственные эмоции как переживания отношения к некоторым объектам, жизненным событиям и ситуациям. Отображая эмоции в другом, субъект чаще осуществляет стратегию внутреннего наблюдателя (осознавая их по аналогии с собственными, “приписывая” другому человеку те же эмоции, которые переживает сам).

· В ответ на инструкцию описать собственные эмоции испытуемые приводят понятия, обозначающие эмоциональные явления в широком смысле: личностные черты, внешние проявления эмоций, психические состояния различной природы (мотивационные, волевые, тонические, тензионные). Описывая эмоции других людей, испытуемые используют менее разнообразный набор понятий, ограниченный в основном терминами, выражающими базовые эмоции.

5. Установлено, что особенности восприятия эмоциональных явлений в себе и в другом зависят от специфики профессиональной направленности сознания субъекта. Так, выявлены различия в характере восприятия эмоций между студентами - психологами и не психологами. В целом наибольшее число значимых различий обнаруживается между студентами-психологами и математиками, наименьшее - между психологами и филологами.

Страницы: 1 2 3


Обработка результатов исследования развития образной памяти
Обработка результатов исследования А свелась к следующим подсчётам. За верный ответ, т.е. в том случае, если ребенок показал идентичное изображение, его память оценивалась максимальным баллом – 3 балла. В том случае, если ребенок показал изображение, отличающееся деталью, его память оценивалась в 2 балла. В том случае, если ребенок пока ...

Классификация психических состояний
Классификация состояний представляет собой отдельную проблему. Н.Д.Левитов полагает, что состояния классифицируются либо по аналогии с классификацией психических процессов (познавательные, эмоциональные, волевые), либо заимствуя характерологические принципы (состояние собранности-рассеянности, решительности - нерешительности и т.п.). ...

Мутации ДНК
В главах I и III были даны определение мутаций и их классификации. Здесь мы рассмотрим только один из видов мутаций — так называемые точковые мутации, т.е. мутации, вовлекающие отдельно взятые нуклеотиды. Точковые мутации представляют собой вставки или выпадения, а также изменения (разные типы замен одного азотистого основания на другое ...