Формирование адекватных семейно-брачных представлений юношей и девушек
Страница 3

Опираясь на концепции В.Г. Алексеева и др., в которых потребность в преобразующей деятельности выделяется как ведущая характеристика человека, влияющая на процессы творческого самовыражения и личностного роста, созревания рефлексивных способностей, мы выводим второй фактор, способствующий эффективному становлению готовности старших учащихся к семейной жизни, – способность учащихся к творческому восприятию, пониманию, преобразованию действительности и самого себя в ней.

Анализируя работы педагогов-классиков К.Н. Вентцеля, Я. Корчака, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского[5] и др., а также педагогов-современников О.С. Газмана, Е.В. Бондаревской, Л.Н. Куликовой, В.В. Серикова[6] и др., рассматривающих организацию педагогически целесообразной среды воспитания, в условиях которой возможно духовно-нравственное саморазвитие, мы вывели третий фактор исследуемого нами процесса – ориентированность образовательно-воспитательного процесса психолого-педагогического отделения на личностное развитие старшего учащегося.

Взаимообусловленность и взаимодействие названных факторов является основой для становления готовности старших учащихся к семейной жизни.

Становление готовности к семейной жизни – это сложный интегративный процесс, вбирающий в себя множество спонтанных и, при желании, волевых усилий не только самой личности, но и ее окружения. Следовательно, должны быть созданы социально-педагогические условия, активизирующие процесс становления готовности старших учащихся к семейной жизни в условиях деятельности психолого-педагогического отделения реабилитационного центра.

У современных подростков и юношей семейные ценности не входят в число приоритетных, представления о них достаточно скудные и искаженные. Это дает основание предположить: педагогическое обеспечение процесса становления готовности к семейной жизни должно начинаться с обеспечения актуализации у старших учащихся ценностного содержания представлений о семье.

Работа по обеспечению актуализации ценностного содержания представлений о семейной жизни переводит семейные ценности в разряд актуальных, но их содержание останется привнесенным извне, навязанным, если не будут организовываться специальные ситуации, в которых произойдет интериоризация этих ценностей. Это дало делает необходимым организацию модельных ситуаций, предполагающих выбор учащимися стратегии поведения будущего семьянина на основе творческой интерпретации семейных ценностей.

Опираясь на идеи П. Рикёра об интерпретации как основе понимания и идеи Г. П. Звенигородской о суждении как особом способе организации личностного знания, можно выявить еще одно требование к созданию модельных ситуаций: они должны предполагать лексическую и содержательную интерпретацию предъявляемого в лекциях, беседах, дискуссиях, учебных и научных текстах содержания семейных ценностей, то есть стимулировать личностную, интеллектуальную и коммуникативную рефлексию.

Созданные на основе таких требований модельные ситуации станут условием внешнего педагогического влияния на становление готовности старших учащихся к семейной жизни, однако необходимо создать дополнительные гарантии запуска внутриличностного процесса становления этой готовности, в связи с чем определяем третье условие – обеспечение взаимосвязи внешнего социально-педагогического воздействия с внутриличностным процессом становления готовности старших учащихся к семейной жизни.

Указанные выше условия успешности становления готовности старших учащихся к семейной жизни взаимодейственны и взаимодополнительны. Успешная реализация педагогических условий возможна только на основе создания педагогических предпосылок становления готовности старших учащихся к семейной жизни.

Необходима специальная работа с педагогическим коллективом и родителями учащихся, направленная на «разморозку» (К. Левин) стереотипов, на проблематизацию ситуации, сложившейся в плане подготовки к семейной жизни, на совместную разработку личностно-ориентированной идеологии педагогического обеспечения становления готовности к семейной жизни. Поэтому одной из предпосылок становления готовности старших учащихся к семейной жизни мы считаем актуализацию для педагогов и родителей учащихся проблемы подготовки молодежи к семейной жизни, получения новых специальных знаний.

Страницы: 1 2 3 4


Воспитание ребенка в неполной семье
Ребенок всегда глубоко страдает, если рушится семейный очаг. Разделение семьи или развод, даже когда все происходит в высшей степени вежливо и учтиво, неизменно вызывает у детей психический надлом и сильные переживания. Конечно, можно помочь ребенку справиться с трудностями роста и в разделенной семье, но это потребует очень больших уси ...

Взаимодействие преподавателей и студентов в вузе. Взаимодействие преподавателей и студентов в вузе как социологическая проблема
Взаимодействие в сфере высшего профессионального образования – это взаимодействие преподавателей и студентов, возникающее в ходе реализации их личных и общественных интересов. В процессе развития взаимодействия создается структура отношений преподавателей и студентов, которая закрепляется на уровне их межличностных контактов. Изучение ...

Генотип, ген, аллель
До сих пор мы использовали широкое определение генотипа, а теперь обратимся к его узкому определению. В узком смысле генотип есть совокупность аллелей гена или группа генов, контролирующих развитие и проявление анализируемого признака у данного организма. Ген (греч. genos — род, происхождение) представляет собой единицу генетического м ...