Формирование адекватных семейно-брачных представлений юношей и девушек
Страница 3

Опираясь на концепции В.Г. Алексеева и др., в которых потребность в преобразующей деятельности выделяется как ведущая характеристика человека, влияющая на процессы творческого самовыражения и личностного роста, созревания рефлексивных способностей, мы выводим второй фактор, способствующий эффективному становлению готовности старших учащихся к семейной жизни, – способность учащихся к творческому восприятию, пониманию, преобразованию действительности и самого себя в ней.

Анализируя работы педагогов-классиков К.Н. Вентцеля, Я. Корчака, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского[5] и др., а также педагогов-современников О.С. Газмана, Е.В. Бондаревской, Л.Н. Куликовой, В.В. Серикова[6] и др., рассматривающих организацию педагогически целесообразной среды воспитания, в условиях которой возможно духовно-нравственное саморазвитие, мы вывели третий фактор исследуемого нами процесса – ориентированность образовательно-воспитательного процесса психолого-педагогического отделения на личностное развитие старшего учащегося.

Взаимообусловленность и взаимодействие названных факторов является основой для становления готовности старших учащихся к семейной жизни.

Становление готовности к семейной жизни – это сложный интегративный процесс, вбирающий в себя множество спонтанных и, при желании, волевых усилий не только самой личности, но и ее окружения. Следовательно, должны быть созданы социально-педагогические условия, активизирующие процесс становления готовности старших учащихся к семейной жизни в условиях деятельности психолого-педагогического отделения реабилитационного центра.

У современных подростков и юношей семейные ценности не входят в число приоритетных, представления о них достаточно скудные и искаженные. Это дает основание предположить: педагогическое обеспечение процесса становления готовности к семейной жизни должно начинаться с обеспечения актуализации у старших учащихся ценностного содержания представлений о семье.

Работа по обеспечению актуализации ценностного содержания представлений о семейной жизни переводит семейные ценности в разряд актуальных, но их содержание останется привнесенным извне, навязанным, если не будут организовываться специальные ситуации, в которых произойдет интериоризация этих ценностей. Это дало делает необходимым организацию модельных ситуаций, предполагающих выбор учащимися стратегии поведения будущего семьянина на основе творческой интерпретации семейных ценностей.

Опираясь на идеи П. Рикёра об интерпретации как основе понимания и идеи Г. П. Звенигородской о суждении как особом способе организации личностного знания, можно выявить еще одно требование к созданию модельных ситуаций: они должны предполагать лексическую и содержательную интерпретацию предъявляемого в лекциях, беседах, дискуссиях, учебных и научных текстах содержания семейных ценностей, то есть стимулировать личностную, интеллектуальную и коммуникативную рефлексию.

Созданные на основе таких требований модельные ситуации станут условием внешнего педагогического влияния на становление готовности старших учащихся к семейной жизни, однако необходимо создать дополнительные гарантии запуска внутриличностного процесса становления этой готовности, в связи с чем определяем третье условие – обеспечение взаимосвязи внешнего социально-педагогического воздействия с внутриличностным процессом становления готовности старших учащихся к семейной жизни.

Указанные выше условия успешности становления готовности старших учащихся к семейной жизни взаимодейственны и взаимодополнительны. Успешная реализация педагогических условий возможна только на основе создания педагогических предпосылок становления готовности старших учащихся к семейной жизни.

Необходима специальная работа с педагогическим коллективом и родителями учащихся, направленная на «разморозку» (К. Левин) стереотипов, на проблематизацию ситуации, сложившейся в плане подготовки к семейной жизни, на совместную разработку личностно-ориентированной идеологии педагогического обеспечения становления готовности к семейной жизни. Поэтому одной из предпосылок становления готовности старших учащихся к семейной жизни мы считаем актуализацию для педагогов и родителей учащихся проблемы подготовки молодежи к семейной жизни, получения новых специальных знаний.

Страницы: 1 2 3 4


Историческая справка
Термин невроз был введен во второй половине XVIII века для обозначения ряда заболеваний нервной системы. С того времени менялись точки зрения на сущность невроза. Со второй половины XIX века закрепилась точка зрения, что невроз – это психогенное заболевание, не сопровождающееся органическими повреждениями мозга. Это заболевание погранич ...

Психология в 1950-1960-е годы
Эти десятилетия являются эпохой расцвета психологии, активного роста во множестве направлений. В современных учебниках по психологии большая часть материала посвящена экспериментам и исследованиям, проведённым именно в этот период. ...

Представления
Представление — это субъективный чувственный образ воспоминаний предыдущих восприятий, хранящийся в памяти. Три разновидности образов привлекли внимание исследователей: последовательные, эйдетические и мысленные. Последовательные образы формируются на уровне рецепторов (если посмотреть на источник света и закрыть глаза, то можно "в ...