Формирование адекватных семейно-брачных представлений юношей и девушек
Страница 3

Опираясь на концепции В.Г. Алексеева и др., в которых потребность в преобразующей деятельности выделяется как ведущая характеристика человека, влияющая на процессы творческого самовыражения и личностного роста, созревания рефлексивных способностей, мы выводим второй фактор, способствующий эффективному становлению готовности старших учащихся к семейной жизни, – способность учащихся к творческому восприятию, пониманию, преобразованию действительности и самого себя в ней.

Анализируя работы педагогов-классиков К.Н. Вентцеля, Я. Корчака, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского[5] и др., а также педагогов-современников О.С. Газмана, Е.В. Бондаревской, Л.Н. Куликовой, В.В. Серикова[6] и др., рассматривающих организацию педагогически целесообразной среды воспитания, в условиях которой возможно духовно-нравственное саморазвитие, мы вывели третий фактор исследуемого нами процесса – ориентированность образовательно-воспитательного процесса психолого-педагогического отделения на личностное развитие старшего учащегося.

Взаимообусловленность и взаимодействие названных факторов является основой для становления готовности старших учащихся к семейной жизни.

Становление готовности к семейной жизни – это сложный интегративный процесс, вбирающий в себя множество спонтанных и, при желании, волевых усилий не только самой личности, но и ее окружения. Следовательно, должны быть созданы социально-педагогические условия, активизирующие процесс становления готовности старших учащихся к семейной жизни в условиях деятельности психолого-педагогического отделения реабилитационного центра.

У современных подростков и юношей семейные ценности не входят в число приоритетных, представления о них достаточно скудные и искаженные. Это дает основание предположить: педагогическое обеспечение процесса становления готовности к семейной жизни должно начинаться с обеспечения актуализации у старших учащихся ценностного содержания представлений о семье.

Работа по обеспечению актуализации ценностного содержания представлений о семейной жизни переводит семейные ценности в разряд актуальных, но их содержание останется привнесенным извне, навязанным, если не будут организовываться специальные ситуации, в которых произойдет интериоризация этих ценностей. Это дало делает необходимым организацию модельных ситуаций, предполагающих выбор учащимися стратегии поведения будущего семьянина на основе творческой интерпретации семейных ценностей.

Опираясь на идеи П. Рикёра об интерпретации как основе понимания и идеи Г. П. Звенигородской о суждении как особом способе организации личностного знания, можно выявить еще одно требование к созданию модельных ситуаций: они должны предполагать лексическую и содержательную интерпретацию предъявляемого в лекциях, беседах, дискуссиях, учебных и научных текстах содержания семейных ценностей, то есть стимулировать личностную, интеллектуальную и коммуникативную рефлексию.

Созданные на основе таких требований модельные ситуации станут условием внешнего педагогического влияния на становление готовности старших учащихся к семейной жизни, однако необходимо создать дополнительные гарантии запуска внутриличностного процесса становления этой готовности, в связи с чем определяем третье условие – обеспечение взаимосвязи внешнего социально-педагогического воздействия с внутриличностным процессом становления готовности старших учащихся к семейной жизни.

Указанные выше условия успешности становления готовности старших учащихся к семейной жизни взаимодейственны и взаимодополнительны. Успешная реализация педагогических условий возможна только на основе создания педагогических предпосылок становления готовности старших учащихся к семейной жизни.

Необходима специальная работа с педагогическим коллективом и родителями учащихся, направленная на «разморозку» (К. Левин) стереотипов, на проблематизацию ситуации, сложившейся в плане подготовки к семейной жизни, на совместную разработку личностно-ориентированной идеологии педагогического обеспечения становления готовности к семейной жизни. Поэтому одной из предпосылок становления готовности старших учащихся к семейной жизни мы считаем актуализацию для педагогов и родителей учащихся проблемы подготовки молодежи к семейной жизни, получения новых специальных знаний.

Страницы: 1 2 3 4


Понятие игры
Многие ученые пытались дать определение понятию игра. Старое определение игры, как всякой деятельности ребенка, не преследующей получение результатов, рассматривает все эти виды детской деятельности эквивалентными друг другу. Открывает ли ребенок дверь, играет ли в лошадки, с точки зрения взрослого, он и то и другое делает для удовольст ...

Социализации в подростковом возрасте как условие для самореализации личности подростка
Чтобы стать по-настоящему взрослыми, а не просто физически и физиологически зрелыми, подростки должны свыкнуться с половой зрелостью, приобрести самостоятельность, наладить дружеские отношения со сверстниками. Чтобы соответствовать этим требованиям, юношам и девушкам необходимо постепенно выработать свою жизненную позицию, осознать себя ...

Имплозивные техники.
Если при систематической десенситизации столкновение с ситуацией, вызывающей страх, происходит постепенно, то в имплозивных методиках подчеркивается ценность быстрого столкновения, переживания сильной эмоции страха. Чем резче столкновение с ситуацией, вызывающей страх, чем оно длительнее, чем интенсивнее эмоция страха, сопровождающая эт ...