Формирование адекватных семейно-брачных представлений юношей и девушек
Страница 2

При этом становление готовности рассматривается, с одной стороны, как внешний процесс организации деятельности учащихся, а с другой – как внутриличностный процесс формирования готовности к семейной жизни.

Педагогическое обеспечение как служба сопровождения личности рассматривается Т.М. Афанасьевой. В контексте его исследований воспитательная и образовательная системы пространства учебного заведения представляют собой мощный механизм, благодаря которому актуализируется мотивация, потребности, личностные и духовные силы учащихся, воля для осознания ценностей будущей взрослой жизни.

Сущностью же педагогического обеспечения становления готовности к семейной жизни является включение педагогами таких побудительных механизмов, действия которых повлекут за собой результативную ответную реакцию со стороны внутренне-индивидуальных проявлений каждой личности.

Педагогическое обеспечение становления готовности старших учащихся к семейной жизни – это система помогающих действий педагога в логике 1) актуализации рефлексии учащимся ценности семейного образа жизни, 2) прямого включения учащихся в процесс расширения собственных представлений о семейной жизни и освоения навыков конструктивного поведения во взаимодействии с другими, 3) мобилизации самим учащимся приобретенного на занятиях опыта для решения жизненных задач и соответственного закрепления готовности к семейной жизни.

Концептуальные положения педагогического обеспечения становления готовности старших учащихся к семейной жизни основываются на идее саморазвития как основополагающей для создания поддерживающей и «вдохновляющей педагогики», помогающей «духовно-нравственному становлению человека, когда он сам захочет – и тогда сможет – сделать свою жизнь иной, наполненной высокими смыслами»[4].

Решение проблемы становления готовности старших учащихся к семейной жизни в большей степени зависит от раскрытия сущности феномена «становление готовности к семейной жизни», так как данное личностное новообразование, характерное для юношества, является сложным, динамичным, многогранным по содержанию и формам проявления. Термин «готовность» обозначает такой момент в процессе развития, когда человек достаточно созрел, чтобы освоить определенное поведение. Готовность становится, то есть развивается в ходе взаимодействующих и взаимообусловливающих процессов педагогического обеспечения и личностного саморазвития.

Деятельность педагогов должна быть направлена на создание ситуаций точечного взаимодействия с учащимися, при которых процесс личностного становления будет иметь личностно-ориентированный характер и будет протекать самостоятельно, обеспечивая накопление учащимися положительного личностно-значимого опыта, анализируя который, они будут постоянно утверждаться в ценности семейного образа жизни.

Выбор раннего юношеского возраста для педагогического обеспечения становления готовности к семейной жизни обусловлен несколькими причинами.

Во-первых, в связи с тем, что ранний юношеский возраст является началом включения молодого человека в самостоятельное освоение всего многообразия явлений окружающей действительности. И хотя обучение как элемент этой действительности по-прежнему присутствует, оно носит уже другой характер.

Во-вторых, именно в этот возрастной период приобретается та степень психической, идейной и гражданской зрелости, которая позволяет человеку в известной мере быть способным к самостоятельной трудовой жизни и деятельности и служит надежной основой его дальнейшего развития.

В-третьих, данный возрастной диапазон определен как очень важный, а во многом и решающий период в психическом развитии ребенка, особенно в формировании его личности. Исследуемый возраст – решающий период в формировании личности будущих мужчин и женщин.

Специфика задач, стоящих в настоящее время перед системой образования в целом, а также особенности становления готовности к семейной жизни обусловили выбор взаимосвязанных факторов, обеспечивающих действенность и успешность становления готовности к семейной жизни. Анализ работ Кериг П. К., Кона И.С. и др., в которых убежденность определяется как направленность личностной позиции, позволяет нам вывести первый важный фактор становления готовности к семейной жизни – убежденность в ценности семьи.

Страницы: 1 2 3 4


Основные факторы и принципы, определяющие развитие психологии
Исследования многих ученых показали, что на развитие психологии как науки оказывают влияние несколько факторов. Ведущий из них - логика развития психологических знаний - связан с изменением ее предмета, влиянием смежных с психологией наук, с развитием принципов и категориального строя психологии. Уже из этого краткого описания становитс ...

Психодиагностика и коррекция агрессивного поведения детей и подростков. Методики диагностики агрессивности у детей и подростков
Агрессивное поведение детей и подростков легко выявляется при помощи наблюдения. Но для подтверждения результатов наблюдения психологи применяют специальные методики диагностики агрессивности. Рассмотрим основные из них, которые применимы к детям и подросткам. Опросник Басса-Дарки В диагностике качественного своеобразия проявлений агр ...

Развитие психологических знаний Р. Декартом
Наряду с рациональной интуицией основным методом проверки достоверности полученных знаний Декарт провозгласил дедукцию (метод доказательств от общего к частному). При этом интуитивное знание, порожденное естественным светом разума, благодаря своей простоте более достоверно, чем сама дедукция. Мы можем, например, интуитивно мгновенно пос ...