Формирование адекватных семейно-брачных представлений юношей и девушек
Страница 4

Другой важной предпосылкой становления готовности к семейной жизни является создание доверительных отношений между взрослыми (специалистами) и старшими учащимися. Cоздаваемая как предпосылка, благоприятная психологическая атмосфера, основой которой является взаимопонимание, сопереживание, поддержка, взаимное доверие, взаимоуважение, стимулирует процесс становления готовности старших учащихся к семейной жизни. Таким образом, создание данных предпосылок помогает нам построить иную психологическую основу образовательного процесса учебного заведения и активизировать процесс становления готовности старших учащихся к семейной жизни в нем.

Анализ представленных слагаемых позволяет определить готовность к семейной жизни как интегративное личностное и социально-психологическое образование с диалектически развивающимися внутренними и внешними связями, предопределяющими подготовленность в данной области жизнедеятельности человека, представляющее собой единство ценностного отношения к семье и браку, а также определенных знаний и умений, базирующихся на психологической основе. В структуре готовности к семейной жизни отмечается взаимосвязь следующих компонентов: мотивационно-ценностного, интеллектуально-познавательного, действенно-практического, эмоционально-волевого.

Оценка успешности становления готовности старших учащихся к семейной жизни осуществляется с использованием критериев диагностики этого процесса: личностного осмысления ценности семьи и брака; наличия системы знаний и умений в области семейной жизни; установки на создание и сохранение отношений в системе «индивид-семья-социум».

Выявленные нами взаимосвязи между условиями и факторами, предпосылками, критериями и показателями становления готовности старших учащихся к семейной жизни в условиях деятельности психолого-педагогического отделения реабилитационного центра позволяют сформулировать следующие частные педагогические закономерности: чем шире пространство диалога между всеми субъектами образовательного процесса (учащимися, педагогами и родителями), тем эффективнее взаимосвязь внешнего социально-педагогического воздействия и внутриличностного становления готовности старших учащихся к семейной жизни; чем выше степень доверия во взаимоотношениях педагогов и учащихся, тем сильнее ориентация учащегося на самосовершенствование как ресурс семейного строительства; чем больше в деятельности психолого-педагогического отделения реабилитационного центра возможности для творчества, тем выше уровень авторства старших учащихся в учебных ситуациях, моделирующих семейные коллизии.

Подводя итоги, можно сформулировать основные педагогические принципы становления готовности старших учащихся к семейной жизни: принцип единства внешних и внутриличностных компонентов становления готовности, принцип «взращивания», принцип творческой активности. Все эти принципы использованы при разработке программы курса «Подготовка юношей и девушек к семейно-брачным отношениям», рассчитанной на юношей и девушек, обучающихся в 10-11 классах. В следующем разделе приведен поурочный план этого курса, включающий ролевые и экономические игры, тренинг навыков межличностного общения, рекомендации по содержанию лекций.

Страницы: 1 2 3 4 


Упражнение «Инструкция»
Ведущий вызывает из группы одного желающего – водящего. Ему вручается лист с заранее нарисованными фигурами. Задача водящего – в течение одной минуты дать чёткие указания группе, в результате которых у каждого участника должно быть воспроизведено изображение с листа водящего. Затем ведущий просит всех участников поднять листы с выполнен ...

Развитие психологии в эпоху Возрождения
В какой-то степени проблемы, которые вставали перед психологией в эпоху Возрождения, повторяли старые, возникшие в период становления научной психологии на рубеже VII–VI вв. до н.э. Как и тогда, психология стремилась преодолеть сакральность, которая возвратилась в Средневековье. Поэтому можно сказать, что период Возрождения был по сути ...

Анализ результатов
В исследовании приняло участие 48 учащихся (26 девочек и 22 мальчика) 8-9 классов средних школ г.Калуги. В результате обработки 2 анкеты были отнесены к разряду неинформационных. Среди всех учащихся считают себя застенчивыми 18 человек (39%), 26 человек (57%) считают себя незастенчивыми, 2 человека (4%) затруднились ответить на этот воп ...