Дошкольный возраст.
Страница 1

Основной характеристикой этого периода является игра. Игра, как средство познания мира и себя, как очередной этап психического развития. По мнению Д.Б. Эльконина, игра есть деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально, осваивает всю систему человеческих отношений. Игра – это особая форма освоения действительности путем ее воспроизведения, моделирования. Как показали исследования Д.Б. Эльконина, игра возникает только на определенных этапах развития общества, когда ребенок не может принять непосредственное участие в системе общественного труда, когда возникает»пустой» промежуток времени, когда надо подождать, чтобы ребенок подрос.

Центром игры является роль, которую берет на себя ребенок. В детских садах можно видеть, что в игре детей присутствуют все основные профессии, которые есть в окружающем мире. Взяв на себя роль взрослого человека, ребенок воспроизводит его деятельность очень обобщенно, в символическом виде. Д.Б. Эльконин писал, что символика игры дает возможность смоделировать систему отношений между людьми, в игре происходит рождение смыслов человеческих действий – все делается для другого человека ,

и в этом есть величайшее гуманистическое значение игры.

Нельзя не упомянуть значение совместной игры – игры со сверстниками или взрослыми, во время совместной игры, моделируя различные ситуации, ребенок постепенно обучается тонкой рефлексии на другого человека , которая в свою очередь имеет сильное влияние на психическое развитие ребенка.

В дошкольном периоде ребенок, стремясь к реализации своего «Я», в общении с другими людьми широко и естественно пользуется идентификацией и обособлением. Ребенку свойственно со всей своей детской горячностью погружаться в общение, в переживание за другого, проецируя себя на место этого другого. Идентификация в форме сочувствия делает детей из пассивных слушателей ( чтение сказок, устные рассказы), в активные. Ребенок искренне сочувствует горю литературных героев, а при наличии страшных моментов, ужасается, требуя, чтобы книгу закрыли или придумывает более благополучное развитие ситуации. Обособление же выражается в стремлении подтвердить свою самостоятельность и , как частное выражение – отчуждение в виде страхов. Недостаток любви приводит к ощущению одиночества и «покинутости», отчужденное отношение близких порождает чувство отчужденности от других и связанный с этим страх – состояние тревоги, беспокойства, сильного смятения. Некоторые взрослые , для того, чтобы добиться послушания, прибегают к запугиванию: «Веди себя тихо, не то бабайка заберет!» ( из собственного опыта), тем самым проявляя не только отчужденность, но и явную агрессию. Частое переживание страха негативно влияет на физическое и психическое самочувствие ребенка. Однако принципиально различается страх за других, который является скорее вариантом сочувствия и способствует появлению такого качества как сопереживание.

В этом же периоде ребенок активно овладевает речью как средством общения. С помощью речи, он учится рассказывать о значимых для него событиях, делиться впечатлениями и переживаниями. В своей речи, ребенок бессознательно перенимает стиль общения, принятый в семье, подражая родителям и близким людям. В своем ребенке каждая семья получает слепок своих недостатков и эмоциональных проявлений. Развитие речи у дошкольника идет в нескольких направлениях: - совершенствуется ее практическое употребление, речь становится основой перестройки психических процессов и орудием мышления. Рост словарного запаса непосредственно зависит и отражает условия жизни и воспитания ребенка. Здесь наиболее заметны особенности индивидуального психического развития. Для детей такого возраста характерны эксперименты с рифмой, с суффиксами, со сменой смыслового значения слов.

Страницы: 1 2


Неменделевская генетика
Гениальность законов Менделя заключается в их простоте. Строгая и элегантная модель, построенная на основе этих законов, служила генетикам точкой отчета на протяжении многих лет. Однако в ходе Дальнейших исследований выяснилось, что законам Менделя подчиняются только относительно немногие генетически контролируемые Признаки. Оказалось, ...

Этапы формирования игровой деятельности детей
Первым этапом развития игровой деятельности является ознакомительная игра. По мотиву, заданному ребёнку взрослым с помощью предмета игрушки, она представляет собой предметно-игровую деятельность. Её содержание составляют действия манипуляции, осуществляемые в процессе обследования предмета. Эта деятельность младенца весьма скоро меняет ...

Теории личности В.Н. Мясищева и Б.Г. Ананьева
Анализируя взгляды В.Н. Мясищева на личность, следует подчеркнуть, он стал первым, кто в открытой форме поставил вопрос о структуре личности. Специфика его взглядов на структуру личности состоит в том, что в ней нет отдельных составляющих, но есть психологическая данность - отношение, замыкающая на себя все другие психологические характ ...