Динамика и особенности развития конфликта в коллективной деятельности
Страница 1

Информация о психологии » Конфликт как этап развития коллектива » Динамика и особенности развития конфликта в коллективной деятельности

Наиболее известной классификацией причин возникновения конфликтных ситуаций в деловых межличностных отношениях выделяют две группы.

1. Производственные причины:

а) Распределение ресурсов;

б) Взаимозависимость задач;

в) Противоположные тенденции в функционировании производства, организации;

г) Нечеткость или неразборчивость функциональных обязанностей сотрудников и руководителя;

д) Ситуация, когда одному подчиненному указания дают многочисленные начальники;

е) Различие в целях;

ж) Различия во взглядах и представлениях;

з) Неудовлетворительные коммуникации (неточная или неполная передача информации).

2. Причины непроизводственного характера. Состояние здоровья работника или членов его семьи, семейные отношения, жилищно-бытовые условия, характер и возможности проведения досуга, условия транспорта могут послужить причиной деловых конфликтов.

Социально-психологическая причина межличностных конфликтов могут быть так называемые ложные образы конфликта. При этом объективная конфликтная ситуация отсутствует, но некоторые сотрудники считают, что их отношения носят конфликтный характер. Такое восприятие взаимных отношений обусловлено, в частности, неправильным истолкованием мнений, высказываний, поступков одного человека другим.

Одна из причин такого искаженного представления – недостаток неформального общения, человеческих контактов, а другая – психологическая скованность, неумение или опасение доказать окружающим свою доброту, внимание, чистосердечность.

Очень важная причина конфликтов – это различие в психологических особенностях: характер, темперамент, ценностные ориентации и т.п. Эти различия увеличивают вероятность возникновения любых конфликтов.

Есть люди, которые постоянно проявляют агрессивность, враждебность, все время защищаются или нападают, готовы всему противоречить, не слушают собеседника. Их называют трудными.

Предрасположенность людей к конфликту усиливается в периоды экономической и политической нестабильности и преобразований в обществе, бедствий, крупных катастроф и т.п.

Как правило, под структурой конфликта подразумевается перечень необходимых и достаточных элементов, характеризующих конфликт при одномоментном статическом срезе. Число этих элементов, по мнению большинства специалистов, в целом остается устойчивым: наличие не менее двух сторон, имеющих контакт друг с другом; взаимонесовместимость ценностей и намерений сторон; поведение, направленное на уничтожение планов и разрушение намерений другой стороны, чтобы приобрести нечто за ее счет; противопоставленность действий одной стороны другой и наоборот;

применение силы с целью повлиять на поведение другой стороны в желаемом направлении.

Некоторые авторы к этому списку добавляют характеристики проблем, приведших к возникновению конфликта, а также социальной среды, в рамках которой он протекает, в частности присутствие или отсутствие третьих лиц, стратегия и тактика конфликтного взаимодействия и т.п.

Динамику конфликта понимают в двух планах широком и узком.

В широком смысле слова динамика трактуется как последовательная смена определенных стадий или этапов, характеризующих процесс развертывания конфликта от возникновения конфликтной ситуации до ее разрешения.

В узком смысле слова динамика конфликта рассматривается в контексте лишь одной, но наиболее острой его стадии – конфликтного взаимодействия.

Обычно выделяют четыре этапа развития конфликтной ситуации:

I этап – возникновение конфликтной ситуации.

II этап – осознание ситуации как конфликтной, хотя бы одним из ее участников. Такое осознание включает, во-первых, осознание самой ситуации как значимой, т.е. способной обеспечить осознание значимой цели;

во-вторых, осознание того факта, что другая сторона препятствует достижению этой цели, т.е. цель и действие несовместимы.

Открытого конфликта не существует до тех пор, пока партнеры не начнут реагировать, преодолевая барьер на пути к той цели, которую они стремятся достичь. Контролирование значимости того, что составляет центр конфликта – эффективное средство предотвращения его деструктивных последствий. Для этой стадии конфликта очень важным является, признают ли стороны законность требований друг друга. В тех случаях, когда правомерность требований и претензий другой стороны изначально отвергается, конфликт будет иметь более деструктивный характер.

Страницы: 1 2


Открытость и эффективность общения конфликтующих сторон
Общение - это основное условие конструктивного разрешения конфликтов. Однако, к сожалению, в конфликтной ситуации коммуникация, как правило, ухудшается. Противники охотнее пользуются способами общения, затрудняющими понимание того, что, собственно, происходит. Они в основном стараются сделать противнику больно, а сами занимают обороните ...

Определение надёжности частей теста
Надёжность частей теста определяется сопоставлением результатов тестирования по двум эквивалентным частям теста. «Разбиваем» наш тест на 2 одинаковый части по принципу деления на чётные и нечётные номера заданий. Всех испытуемых мы протестируем сначала по одной части теста, а затем по другой. После тестирования вычислим коэффициент ко ...

Гештальтпсихология
В Германии развивается гештальтпсихология (М. Вертгеймер, К. Коффка, В. Кёлер), являющаяся дальнейшим развитием на пути изучения феноменов сознания. В отличие от предшественников, гештальтисты не пытались выделить "кирпичики", из которых построено сознание, напротив, они полагали основным своим законом, что "целое всегда ...