Особенности психосоциальной работы с пациентами психиатрической больницы. Психосоциальная работа как один из подходов социальной работы
Страница 11

Информация о психологии » Психосоциальная работа с пациентами психиатрической больницы » Особенности психосоциальной работы с пациентами психиатрической больницы. Психосоциальная работа как один из подходов социальной работы

В современных учебных пособиях недостаточно обоснован понятийный аппарат психосоциальной работы. Не претендуя на полноту, можно представить один из обобщённых взглядов на научно-методические аспекты психосоциальной практики.

Методика психосоциальной работы – это частная дидактика, теория обучения психосоциальной практике. www.edubrilliant.ru

Дидактика (от греч. didaktikos – поучающий, относящийся к обучению) – теория образования и обучения. Предмет дидактики в нашем случае – обучение как средство профессионального образования и воспитания будущих специалистов по социальной работе.

Объектом исследования методики психосоциальной работы служит процесс адаптации человека к изменившейся трудной жизненной ситуации, поиск ресурсов и способов выхода из неё.

Предмет исследования методики психосоциальной работы – связь, взаимодействия и взаимоотношения специалиста с субъектом (личностью, группой, семьёй, сообществом), находящимся в трудной жизненной ситуации.

Содержание психосоциальной работы определяет программы психосоциальной помощи и социальной поддержки в методических рекомендациях, реализуется в методах, средствах и организационных формах психосоциальной работы с клиентом в период его адаптации к изменившимся условиям жизни [15, с. 20-21].

Методика психосоциальной работы отражает терапевтическую, организационную, профилактическую, реабилитационную и развивающую функции профессиональной деятельности специалиста на основе изучения объективных закономерных связей между содержанием психосоциальной работы, взаимодействием с клиентом и построением особых, помогающих отношений с ним, нормативные требования к содержанию психосоциальной работы.

Важное значение для развития методики психосоциальной работы имеет изучение опыта психосоциальной практики, в котором могут получить решении актуальные задачи, ещё не решённые средствами науки. Такой обобщённый опыт служит эмпирическим материалом для теоретического исследования и позволяет решать новые проблемы [15, с. 21].

Ещё одна проблема в теории социальной работы – выявление соотношения методики и технологии различных направлений: медико-социальной, социально-правовой, психосоциальной. Можно выделить 3 основные точки зрения по данному вопросу:

1) среди специалистов-практиков термин «методика» заменяется термином «технология»;

2) «методика и технология органически связаны между собой, где методика понимается как совокупность способов организации процесса, а технология – как средство реализации процесса» [13];

Здесь необходимо оговориться. Методика более конкретна: например, существуют методики работы с детьми «группы риска», или с женщинами – жертвами насилия, или с личностью, переживающей утрату и острое горе. Кроме того, в методике могут использоваться жёсткие требования, предписания, методы воздействия, ограничения. Технология (например, кризисной интервенции), наоборот, построена на взаимодействии. Функционирование и реализация технологии предусматривают взаимосвязанную деятельность специалиста и клиента на договорной основе (терапевтический контракт, например) с учётом принципов индивидуализации и дифференциации, оптимальную реализацию терапевтических возможностей специалиста и адаптивных, совладающих возможностей человека, находящегося в трудной жизненной ситуации, использование диалога и особых помогающих отношений. Поэтому рассматривать технологию как частный случай методики не совсем корректно.

Страницы: 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15


Диагностическое исследование индивидуального стиля общения у студентов, будущих психологов. Организация и методы исследования
Для исследования уровня общительности нами было проведено экспериментальное исследование, в котором принимали участие 10 студентов из ВУЗов г. Йошкар-Олы. В исследование использовалась методика определения общего уровня общительности В.Ф. Ряховского и методика оценки коммуникативных и организаторских склонностей (КОС) (Приложения 1-2) ...

Модели (виды) этнических конфликтов
Этнические конфликты можно классифицировать по различным основаниям. Самой общей классификацией служит деление этнических конфликтов на два вида по особенностям противостоящих сторон: 1. Конфликты между этнической группой (группами) и государством. Примером могут служить события в Чечне, Абхазии или в Нагорном Карабахе, результатом чег ...

Портрет идеальной “леди – босс”
Каков же портрет идеальной "леди - босс"? Его нарисовали М. Хенинг и А. Жарден. Это яркая личность, она женственна, не жестока и не холодна, интеллектуально и физически активна, решения принимает сама, но прекрасно улавливает настроения других; ей несвойственна мелочная опека подчинённых. Она готова рисковать, целеустремлённа ...