Особенности психосоциальной работы с пациентами психиатрической больницы. Психосоциальная работа как один из подходов социальной работы
Страница 13

Информация о психологии » Психосоциальная работа с пациентами психиатрической больницы » Особенности психосоциальной работы с пациентами психиатрической больницы. Психосоциальная работа как один из подходов социальной работы

Сравнительный анализ позволяет убедиться в том, что технология и методика психосоциальной работы действительно представляет собой самостоятельные области научного знания, которые имеют общие компоненты (сфера психосоциальной практики, объекты и субъекты психосоциальной работы), но каждая обладает своей спецификой и требованиями к реализации [15, с. 23-24]. www.edutarget.ru

Как явление психосоциальные технологии вошли в ежедневную практику и теорию психосоциального вспомоществования, однако как понятие они ещё требуют углубленной проработки. Попробуем разобраться с этим вопросом, хотя мы не ставим цель представить этот анализ полно и во всём многообразии подходов.

В словарях приводятся три основные трактовки термина «технология»:

– совокупность приёмов и способов получения, обработки или переработки (изменения состояния, свойств, формы) сырья, материалов, полуфабрикатов или изделий в различных отраслях промышленности, строительстве;

– научная дисциплина, разрабатывающая и совершенствующая эти приёмы и способы;

– описание производственных процессов, инструкции по их выполнению, технологические карты [16].

Понятие «психосоциальная технология» заимствовано из зарубежной научной литературы, в отечественных научных изданиях встречается довольно редко. Чаще всего используется в следующих основных значениях:

1) совокупность способов, методов, средств, приёмов организации деятельности специалиста с целью воздействия на процессы социальной адаптации, профилактики, реабилитации;

2) описание способов, методов, средств, приёмов организации деятельности специалиста в методиках, которые включают в себя следующие разделы: цели, задачи и возможности метода; планируемое итоговое состояние социального субъекта; применяемые методы и приёмы; условия и последовательность их применения; необходимое время для применения данной технологии; квалификация работников; способы обучения приёмам технологии;

3) деятельность по целенаправленному преобразованию субъектов психосоциальной помощи; оптимизация развития и функционирования клиентов в изменившихся трудных жизненных обстоятельствах [15, с. 24-25].

К задачам психосоциальных технологий относятся:

– выбор точек-идентификаторов, по которым можно отслеживать адаптационный или терапевтический процесс;

– характеристика диагностики этого процесса, выработка средства оценки наблюдаемых изменений и результатов;

– осмысление этапности точек сочленения, расхождения, ветвления конкретных помогающих действий;

– определение операциональных способов эффективной психосоциальной помощи человеку, находящемуся в трудной жизненной ситуации.

Обобщим подходы разных авторов. Итак, психосоциальные технологии могут изучаться как:

– научное направление с разрабатываемым научным аппаратом (объектом, предметом, задачам и), формирующейся терминологией, самостоятельной областью для исследований;

– метаметодика. (Мы уже говорили о надпредметном характере многих предлагаемых в психосоциальной практике технологий.)

В этой области обобщается описание терапевтических и адаптационных процессов, выявляются профессиональные требования к их эффективному выполнению, разрабатываются технологические карты: анализ жизненной ситуации клиента, ресурсов личности клиента и социальной среды, компьютерные варианты обработки информации, тестирования;

– конкретно-технологическая операция, действие (технологическая цепочка): совокупность методов и приёмов, позволяющих достичь оптимального результата; это собственно психотехника социальной практики (психотехника релаксации), практическое воплощение требований и рекомендаций, разрабатываемых на научном и метаметодическом уровне.

Страницы: 8 9 10 11 12 13 14 15


Становление сознания человека
Эмоциональное сознание человека гораздо старше интеллектуального. И если люди предвзято отказывают другим млекопитающим даже в ничтожной крупице разумности, то ведь никто не спорит, что животным знакомы чувства и желания, и что они в своей жизни руководствуются не только рефлексами и инстинктами, но и этими своими желаниями и чувствами? ...

Формирующий этап эксперимента
После проведения обследования детей на констатирующем этапе была проведена работа с экспериментальной группой. Формирующий этап эксперимента проводился в течение четырех месяцев. Работа проходила в свободное от занятий время, в утренние и вечерние часы. В ходе занятий учитывались следующие моменты: . возрастные особенности детей при о ...

Учение Аристотеля о душе
Психологическая концепция Аристотеля была тесно связана с его общефилософским учением о материи и форме. Формой живой материи является душа. Душа как форма есть сущность всего живого, будут ли им растения, животные или человек. Душа есть активное, деятельное начало в материальном теле, его форма, но не само вещество или тело. Выполняя ...