Особенности психосоциальной работы с пациентами психиатрической больницы. Психосоциальная работа как один из подходов социальной работыСтраница 13
Сравнительный анализ позволяет убедиться в том, что технология и методика психосоциальной работы действительно представляет собой самостоятельные области научного знания, которые имеют общие компоненты (сфера психосоциальной практики, объекты и субъекты психосоциальной работы), но каждая обладает своей спецификой и требованиями к реализации [15, с. 23-24]. www.edutarget.ru
Как явление психосоциальные технологии вошли в ежедневную практику и теорию психосоциального вспомоществования, однако как понятие они ещё требуют углубленной проработки. Попробуем разобраться с этим вопросом, хотя мы не ставим цель представить этот анализ полно и во всём многообразии подходов.
В словарях приводятся три основные трактовки термина «технология»:
– совокупность приёмов и способов получения, обработки или переработки (изменения состояния, свойств, формы) сырья, материалов, полуфабрикатов или изделий в различных отраслях промышленности, строительстве;
– научная дисциплина, разрабатывающая и совершенствующая эти приёмы и способы;
– описание производственных процессов, инструкции по их выполнению, технологические карты [16].
Понятие «психосоциальная технология» заимствовано из зарубежной научной литературы, в отечественных научных изданиях встречается довольно редко. Чаще всего используется в следующих основных значениях:
1) совокупность способов, методов, средств, приёмов организации деятельности специалиста с целью воздействия на процессы социальной адаптации, профилактики, реабилитации;
2) описание способов, методов, средств, приёмов организации деятельности специалиста в методиках, которые включают в себя следующие разделы: цели, задачи и возможности метода; планируемое итоговое состояние социального субъекта; применяемые методы и приёмы; условия и последовательность их применения; необходимое время для применения данной технологии; квалификация работников; способы обучения приёмам технологии;
3) деятельность по целенаправленному преобразованию субъектов психосоциальной помощи; оптимизация развития и функционирования клиентов в изменившихся трудных жизненных обстоятельствах [15, с. 24-25].
К задачам психосоциальных технологий относятся:
– выбор точек-идентификаторов, по которым можно отслеживать адаптационный или терапевтический процесс;
– характеристика диагностики этого процесса, выработка средства оценки наблюдаемых изменений и результатов;
– осмысление этапности точек сочленения, расхождения, ветвления конкретных помогающих действий;
– определение операциональных способов эффективной психосоциальной помощи человеку, находящемуся в трудной жизненной ситуации.
Обобщим подходы разных авторов. Итак, психосоциальные технологии могут изучаться как:
– научное направление с разрабатываемым научным аппаратом (объектом, предметом, задачам и), формирующейся терминологией, самостоятельной областью для исследований;
– метаметодика. (Мы уже говорили о надпредметном характере многих предлагаемых в психосоциальной практике технологий.)
В этой области обобщается описание терапевтических и адаптационных процессов, выявляются профессиональные требования к их эффективному выполнению, разрабатываются технологические карты: анализ жизненной ситуации клиента, ресурсов личности клиента и социальной среды, компьютерные варианты обработки информации, тестирования;
– конкретно-технологическая операция, действие (технологическая цепочка): совокупность методов и приёмов, позволяющих достичь оптимального результата; это собственно психотехника социальной практики (психотехника релаксации), практическое воплощение требований и рекомендаций, разрабатываемых на научном и метаметодическом уровне.
Помощь ребёнку в расположении к себе сверстников
Сложность решения этой задачи заключается в том, что традиционные педагогические методы: объяснение, демонстрация положительных примеров, интерпретация художественных произведений, а тем более поощрение и наказания, здесь бессильны. Такая проблема может решаться в реальной практике детских взаимоотношений, в общении с конкретными детьми ...
Понятия, методы и модели возрастной пспхогенетики
Главным понятием психогенетики развития является «генетическое изменение». Оно характеризует изменения в эффекте действия генов на разных стадиях онтогенеза. При этом выделяются два аспекта. Первый связан с оценкой в разных возрастах относительной доли генетической вариативности в общей вариативности признака, что позволяет оценить, как ...
Педагогическое общение
Педагогическое общение – специфическая форма общения, имеющая свои особенности, и в то же время подчиняющаяся общим психологическим закономерностям, присущим общению как форме взаимодействия человека с другими людьми, включающей коммуникативный, интерактивный и перцептивный компоненты.
Педагогическое общение - совокупность средств и ме ...