ПТСР: общая характеристика и основные стадии развития. Посттравматическое стрессовое расстройство

Информация о психологии » Психокоррекция стрессовых состояний жертв природных и социальных катастроф » ПТСР: общая характеристика и основные стадии развития. Посттравматическое стрессовое расстройство

В результате воздействия на личность травмирующего фактора, опасной, экстремальной ситуации может развиваться посттравматическое стрессовое расстройство. Это вторичная, проявляющаяся через определенное время после окончания самой экстремальной ситуации реакция организма на травмирующее событие. ПТСР может иметь затяжной характер и повлиять на всю дальнейшую жизнь человека. Однако посттравматическое стрессовое расстройство возникает далеко не у всех участников той или иной экстремальной ситуации. Это зависит от ряда факторов:1. особенностей личности, значимости для человека ситуации; 2. биопсихических особенностей индивида (особенностей нервной системы, половозрастных особенностей); 3. опыта нахождения в экстремальной ситуации; 4. наличия у человека психических травм; 5. различных форм зависимого поведения или склонности к ним; 6. отсутствия или наличия поддержки со стороны значимых лиц. Далеко не каждое травмирующее событие может вызвать ПТСР. Выделяют четыре характеристики психической травмы: 1) произошедшее событие осознается, т. е. человек понимает причины своего состояния, помнит само травмирующее событие и видит возможные последствия травмы для себя, своих близких и т. п.; 2) психотравмирующее событие обусловлено внешними обстоятельствами; 3) травмирующая ситуация разрушает привычный для человека уклад жизни; 4) пережитое событие вызывает ужас, ощущение беспомощности, бессилия. Посттравматическое стрессовое расстройство может развиваться вслед за травмирующими событиями, которые выходят за рамки обычного человеческого опыта. К стрессорам, вызывающим ПТСР, относят: стихийные бедствия, техногенные катастрофы, а также события, являющиеся результатом целенаправленной, часто преступной деятельности (диверсии, террористические акты, пытки, массовое насилие, боевые действия, попадание в ситуацию «заложника», разрушение собственного дома и т. п.). ПТСР возникает в том случае, когда стресс превышает психологические, физиологические, адаптационные возможности человека и разрушает защиту. Посттравматическое стрессовое расстройство представляет собой комплекс реакций человека на травму. Под травмой в данном случае понимается переживание, потрясение, которое у большинства людей вызывает страх, ужас, беспомощность. В соответствии с особенностями проявления и течения различают три подвида ПТСР:1) острое, развивающееся в сроки до трех месяцев;2) хроническое, имеющее продолжительность более трех месяцев;3) отсроченное, когда расстройство возникло спустя шесть и более месяцев после травмы. Посттравматическое стрессовое расстройство накладывает отпечаток на всю дальнейшую жизнь человека, поэтому требуется коррекция данного состояния, с тем чтобы сгладить его последствия.


Особенности коррекции агрессивного поведения у подростков
Коррекционная работа с агрессивными подростками имеет свои особенности. На начальных этапах не показаны групповые формы. Не говоря уже о практически неизбежной отрицательной консолидации подростков в группе, индивидуальная работа с подростком является более эффективной. С самого начала, параллельно, необходимо начинать работу с семьёй. ...

Общие подходы к психотерапии ПТСР
В настоящее время не существует устоявшейся точки зрения на результаты лечения ПТСР. Одни исследователи считают, что ПТСР – излечимое расстройство, другие – что его симптомы полностью не устранимы. ПТСР обычно вызывает нарушения в социальной, профессиональной и других важных сферах жизнедеятельности. Очевидно одно: лечение ПТСР – процес ...

Исследование особенностей проявления самооценки у детей старшего дошкольного возраста. Описание и обоснование методов исследования
Данное эмпирическое исследование проводилось в муниципальном дошкольном образовательном учреждении № 127 «Огонек» Советского района г. Астрахани. Общий объем выборки составляет 33 ребенка старшего дошкольного возраста (от 6 до 7 лет), из них – 13 мальчиков и 20 девочек. В процессе нашего эмпирического исследования осуществлялось вы ...