Теоретические вопросы особенностей психических расстройств
несовершеннолетних осужденных. Понятие психических
расстройств. Особенности подростковых психических расстройствСтраница 1
Необходимость эволюционного (возрастного) рассмотрения личностных нарушений диктовалась всем историческим ходом развития естественно - научных знаний. Влияние идей Ч. Дарвина нашло своё отражение и в психиатрии. Ещё в 1871 г. он отмечал возрастные особенности человеческой психики и призывал исследовать её в направлении от простого к сложному, от изучения психики ребёнка к психической деятельности взрослого. Одним из первых клиницистов обратил внимание на влияние возраста в появлении психических нарушений С. С. Корсаков. Он указывал, что «возраст обуславливает особую для каждого периода жизни неустойчивость и ранимость», а с разными возрастными этапами может совпадать развитие соответствующей «психопатической конституции», располагающей к заболеваниям от «известных причин с известным оттенком»[18, стр.131]. Приступая к изложению динамики психопатий, П. Б. Ганнушкин указывал на проявления жизненной динамики нормальной личности: «жизненные явления никогда не остаются стационарными, неподвижными, неизменяемыми… человеческая личность, даже на путях своего нормального развития, обыкновенно претерпевает коренные изменения и делается иной раз неузнаваемой». Понимая под «широким подходом» динамики психопатий описание всего жизненного пути аномальной личности, он писал, что «полная неразработанность этого вопроса осложняет возможность» наметить некоторый особый тип выражения и течения возрастных изменений». В «программе - максимум» последующих изысканий он призывал исследовать каждый тип психопатии, «во всех фазах и случаях жизни мы должны знать, как протекают возрастные сдвиги данного типа психопатии».
Однако при всей очевидной актуальности возрастная динамика личностных расстройств остаётся недостаточной разработанной. Отмечается, что важным звеном в динамике психопатий, помимо средовых воздействий, являются периоды биологической перестройки организма, во время которых медленные и постепенные изменения, происходящие как следствие возрастного развития организма, прерываются бурными и интенсивными преобразованиями, «возрастными кризисами», причём наиболее важными среди них являются пубертатный и пресенильный. Их быстрое формирование не позволяет организму в должной мере приспособиться к новым условиям существования и ведёт к нарушению душевного равновесия. В пубертатном возрасте происходит превращение неполноценного подростка, опекаемого средой, в полноправного члена общества со всем объёмом предъявляемых ему требований и прав. В пресенильном же периоде на смену полноценной личности приходит этап увядания, угасания творческих способностей и уменьшением физических возможностей.
Одним из первых исследователей, обративших внимание на проблему психопатии в период пубертата, был француз V. Magnan. Он оттенил значение полового созревания «дегенерата», когда тот должен сделать выбор карьеры, и, освободившись от разных опёк, «которые могли защищать и поддерживать его до этих пор в пределах разумного равновесия, он должен войти в свободную жизнь, которая будет не один раз источником опасности для него самого или для другого. Имея отныне право и обязанность управлять самим собой, он как никогда проявляет свою неполноценность».
Ушаков Г. К. указывает на возможность выявления психопатических особенностей уже в детском возрасте, выделяя стойкую неуверенность в себе, боязливость, ранимость, тупость, фантастичность; причём психопатическая инфантильность может отмечаться, весьма рано в виде асинхронного, неравномерного развития[11, стр.324].
В динамике «дегенеративной психопатии» как непреложный факт отмечается или очень раннее или слишком позднее наступление половой зрелости, наличие «эволютивных анахронизмов». Именно в этот период у некоторых «кандидатов в психопаты» обнаруживаются симптоматическая лабильность и склонность к соматическим реакциям, оцениваемым как проявления невропатической конституции (наследственно обусловленная аномалия нервной деятельности в области чувствительных, двигательных и психических функций без грубых деструктивных изменений).
Фрейдизм. Содержание психоаналитической теории личности З.Фрейда
Предмет психоаналитической теории личности – бессознательные аспекты функционирования и развития личности. Основные задачи:
1)Изучение роли бессознательного в развитии личности;
2) Изучение роли бессознательного в динамике личности;
3)Клиническая психотерапевтическая помощь при неврозах.
Психоанализ З. Фрейда принято называть ортод ...
Контрольный этап эксперимента
После проведения занятий (формирующего этапа) была проведена повторная диагностика детей с использованием тех же методик, по которым дети обследовались на констатирующем этапе (описание методик выше). Данные представлены в таблицах 10 и 11.
Таблица 10 Уровень развития словесно-логического мышления детей контрольной группы
№
Имя ...
Террористическая деятельность
Всякая деятельность имеет психологическую структуру. Согласно базовой схеме А. Леонтьева, любая деятельность имеет трёхчленное строение. Деятельности в целом соответствует мотив – предмет потребности человека, на удовлетворение которого направлена деятельность. Мотив как предмет, удовлетворяющий потребность, обладает двумя функциями. Во ...