Особенности личности несовершеннолетнего осужденного
Страница 2

Это подтверждается повторностью преступлений, причём часто с возрастанием их тяжести, даже после условно- досрочного освобождения, когда, казалось бы, имелись все признаки исправления. Всё это лишний раз свидетельствует о сложности задач, стоящих перед воспитателями, психологами и социальными работниками ВК, а также необходимости эффективного и преемственного постпенитенциарного сопровождения [16, стр.156].

В период пребывания в ВК подростки проходят психологическое обследование в карантинных отделениях, где происходит первое знакомство с ними, изучаются их личные дела, выявляются группы, требующие особого учёта, как представляющие основные трудности в воспитательной работе персонала.

Это, в первую очередь, лица с психическими аномалиями (алкоголизм, наркомания, токсикомания, психопатия, олигофрения и другие психические отклонения). Так, по данным В.А.Гурьевой, среди контингента воспитательных колоний более 60% составляют несовершеннолетние с психическими нарушениями или с задержкой психического развития, включая своевременно нераспознанные психические заболевания [5, стр. 205].

Другую категорию, требующую особого внимания, составляют подростки, активно противопоставляющие себя режимным требованиям и персоналу ВК (лидеры с отрицательной направленностью, с повышенной агрессивностью, склонностью к побегам, конфликтностью, занимающиеся поборами и притеснением других, склонные к провокациям и групповым эксцессам, отказывающиеся от работы).

Третью категорию составляют несовершеннолетние с трудностями адаптации к условиям лишения свободы (тревожные, мнительные, неуверенные, замкнутые, с низким уровнем притязаний, инфантильные, жертвы преступных посягательств, склонные либо принуждаемые к гомосексуальным отношениям).

При психологическом обследовании несовершеннолетних осужденных в период поступления в карантинные отделения ВК наиболее частыми состояниями являются настороженность, ожидание, безнадёжность, фрустрация, отчаяние. Повседневное их поведение отличается повышенной внушаемостью, нередко инфантильностью и избирательным конфликтом (высокой зависимостью от мнения значимой для них неформальной группы).

Повышенная восприимчивость и впечатлительность, характерная для подростков вообще, усугубляется влиянием разнонаправленных, часто противоречивых фактов ближайшего социального, в том числе явно криминального окружения («… эти ребята были независимыми, «крутыми», не давали помыкать собой, заставляли воспитателей уважать себя…»), а также психолого- педагогическим воздействием со стороны персонала ВК и семьи (посылки, письма, свидания)[15, стр.40].

У несовершеннолетнего осужденного зафиксировано неоднозначное, порой противоречивое отношение к своему окружению: обидчивость, враждебность, агрессивность, попытки обвинить друзей или родственников в совершённом им преступлении (значительно реже они искренне раскаиваются в содеянном) и, напротив, желание высказаться, получить сочувствие, моральную поддержку.

Интеллектуально- ценностная сфера значительной части несовершеннолетних осужденных примерно такая же, как у законопослушных подростков. Однако они, как правило, имели более низкий уровень успеваемости в школе, постоянно прогуливали занятия, проявляли непослушание, стремились к авантюрным приключениям. Среди них отмечается больший удельный вес нереально думающих, неспособных найти правильный выход из возникших трудных ситуаций. Их общение зачастую носило ассоциальную направленность и ограничивалось себе подобными лицами.

Страницы: 1 2 3 4


Д. Гартли как создатель первой системы ассоциативной психологии.
Ассоциация (лат. Associatio – соединение, взаимосвязь) – в психологии и философии закономерная связь между отдельными событиями, фактами, предметами или явлениями, отражёнными в сознании и закреплёнными в памяти. Ассоцианизм, или ассоциативная психология, появился как самостоятельное направление в XVIII в. Эта школа положила начало выд ...

Интеллектуальные защиты
В нашей обыденной жизни всегда есть место… многому, в том числе и неосознаваемым интеллектуальным защитам: рационализации, интеллектуализации, которые могут подчас принимать самые совершенные формы в виде научных теорий, трактатов, вероучений и т.п. Один из ярких примеров – обширный труд немецкого философа начала XX в. О.Вейнингера «Пол ...

Психосоциальная работа с пациентами психиатрической больницы
В современном обществе актуальными являются проблемы реабилитации и интеграции психически больных людей в общество, в связи с чем повышается значимость социальных аспектов оказания психиатрической помощи. Говоря об общем подходе к охране психического здоровья, оказанию психиатрической помощи, нужно отметить, что использование только одн ...