Групповая динамика и этапы работы группы
Страница 2

Но можно сделать и по-другому. Если вам кажется, что участники тренинга откровенно ничего не скажут — слишком зажаты, а вы пред полагаете, что такие опасения есть, нужно просто сказать о целях тренинга. Например, что тренинг имеет целью улучшение взаимоотношений в коллективе, более эффективное общение и т. д.

Иногда бывает, что в самом начале в группе стихийно возникает некая дискуссия. Кто-то что-то сказал, другой к слову добавил и группа стала говорить о чем-то своем. Или другой вариант: вы задаете какой-то вопрос, а люди начинают говорить совсем о другом. В обоих случаях не старайтесь все сразу остановить — надо немного послушать, понять, что происходит в группе. Бывает, в группе есть какие-то общие для всех опасения, но они еще не обговорили эти опасения. Если задавать вопросы, то они могут постесняться прямо об этом сказать или будут еще не готовы обсудить эту тему, а во время дискуссии могут выйти на это стихийно. Бывает, что группа говорит минут 20, сначала даже непонятно о чем, темы просто скачут. И в конце такого совершенно неструктурированного разговора участники могут сказать, что они собрались на тренинг только потому, что есть приказ. Но они очень не хотят заниматься тренингом, потому что опасаются, что могут переругаться.

Существует много описаний этапов работы тренинговой группы. Дело в том, что строго разделить групповой процесс на определенные этапы невозможно. Так как разные авторы используют различные основания для описания этапов, то, естественно, что получаются разные варианты этапов. Кроме того, в группе параллельно протекают несколько процессов, и один автор в качестве названия этапа обозначает один процесс, другой автор выделяет другой процесс. Поэтому, повторюсь, описаний может быть несколько, и они не противоречат друг другу.

Можно рассмотреть такой подход, где этапы идут друг за другом и привязаны к процессу тренинга условно. Например, первая стадия - стадия рождения группы, или стадия формирования группы, или стадия знакомства. Вторая стадия может называться стадией обучения, или стадией получения навыков, или рабочей стадией и т. д. Третья стадия — стадия завершения работы группы, окончания группы, встречается даже название «стадия умирания группы».

Конечно, первая стадия — это стадия рождения или знакомства. Но ее продолжительность невозможно строго определить: с одной стороны, группа села в круг, и рождение состоялось, но, с другой стороны, стадия рождения может длиться до тех пор, пока в группе не произойдет качественное изменение в динамике, например, все перезнакомятся и сдружатся. А в какой-то группе изменения в динамике вообще могут произойти только к окончанию тренинга.

То же можно сказать и о знакомстве, если под этим понимать процесс, в котором люди узнают друг друга все лучше и лучше. Таким образом, первая стадия может длиться с начала тренинга и до его окончания. Параллельно, конечно, протекают и другие процессы, и идет другая стадия, к примеру, стадия обучения, которая тоже может длиться до окончания тренинга.

Такой подход к стадиям тренинга не несет большой смысловой нагрузки, поскольку знание и понимание этих стадий не облегчает работу тренера. К ним сложно привязать какие-то определенные действия тренера. Конечно, вначале тренер уделяет больше внимания знакомству, чем обучению, но для некоторых участников это будет самое главное, чему они научатся на тренинге (не знакомство само по себе, а обучение процессу знакомства).

Другой вариант — это привязка стадий к дням тренинга. При пятидневном тренинге обычно на третий день происходит эмоциональный провал — группа устает, идет снижение активности. Но на следующий день опять наблюдается подъем. То есть если посмотреть по всем дням, то эмоциональное состояние и активность участников развиваются по синусоиде: в первый и во второй день идет нарастание, на третий день, особенно к концу работы, заметен спад, а далее — вновь подъем. Это естественный процесс, и нарушать его не стоит.

Страницы: 1 2 3 4


Диагностика умственного развития детей раннего возраста (Е.А. Стребелева)
Методика разработана для диагностики детей 2-2,5 и 2,53 лет. Для детей второй подгруппы в некоторых заданиях стимульный материал усложняется и его объем увеличивается. Для обработки результатов используется качественнo-количественный анализ. В процедуре проведения диагностики предусмотрен этап обучения. Качественные показатели - способ ...

Теоретические аспекты исследования взаимосвязи уровня притязаний и самооценки у подростков с их социальным положением в группе. Уровень притязаний и самооценка как социально-психологические явления.
Уровень притязаний В настоящее время в отечественной и зарубежной литературе все больше внимания уделяется рассмотрению проблемы уровня притязаний, оказывающий значительное влияние на формирование человека как личность. Термин «уровень притязаний» был введён в школе немецкого психолога К.Левина. Появление данного феномена было связано ...

Дебрифинг как основной метод профилактики ПТСР
Термин “психологический дебрифинг” означает кризисное вмешательство, предназначенное для того, чтобы ослабить и предупредить вызванную психической травмой стрессовую реакцию у нормальных людей, которые находятся в чрезвычайной стрессовой ситуации. Цель психологического дебрифинга — предупредить развитие стойких последствий эмоциональной ...