Групповая динамика и этапы работы группы
Страница 4

Подобный — «вредный» — подход к стадиям тренинга представляет собой перенос стадий терапевтической группы на тренинг. Так, в терапевтических группах психодинамического направления существует стадия агрессии, ее еще называют стадией агрессии против тренера. В терапевтических группах тренер осознанно прово цирует группу на агрессию для того, чтобы группа быстро сплотилась и на основе высокой сплоченности работала более эффективно. Самый простой вариант вызвать такую агрессию — это совершенно пассивная позиция тренера. Тренер может в самом начале дня сесть в круг и не говорить ни слова, не отвечать на вопросы участников. Это начинает вызывать очень сильное напряжение, а тренер может молчать час, два или даже полдня. Потихоньку группа начинает роптать, участники начинают перешептываться, разговаривать и через некоторое время объединяются против тренера. Тренер может попасть в ситуацию очень сильного группового давления и агрессии. Затем группа начинает понимать, что тренер это сделал специально, и его тоже включат в группу, но ему придется выдержать все недовольство группы.

В терапевтической группе такое поведение вполне оправданно, потому что группа будет работать более эффективно, кроме того, в ней появляется энергетика определенного рода, которую можно использовать для терапевтической работы. Важно и то, что вся групповая агрессия может быть материалом для работы с участниками группы на протяжении всей сессии.

Но в тренинговой группе этот материал и эта энергия совершенно не нужны. Стадия агрессии для тренинговой группы тоже не нужна, даже, более того, это вредно для участников. Для тренера, не ведущего терапевтические группы, это также испытание не из приятных, и может быть даже вредным, поскольку после такой группы терапевтическая помощь может понадобиться самому тренеру.

Можно исключить ненужные стадии, в частности, исключить стадию агрессии. По мнению Кратохвила, группа не всегда проходит все фазы развития. Возможен путь, где ведущий сначала организует и направляет активность группы, помогает выработать нормы, а уж затем постепенно переходит на позицию наблюдателя. Подобное возможно даже в терапевтической группе, где стадия агрессии часто включена как определенная процедурная часть, но в тренинговой группе исключить стадию агрессии значительно легче.

Страницы: 1 2 3 4 


Нормативное и индивидуальное в развитии психологических признаков
Итак, генотип в процессе онтогенеза выполняет две функции: во-первых, типизирует и, во-вторых, индивидуализирует развитие. Генетические факторы ответственны за формирование единых для всей человеческой популяции признаков (телесной организации, прямо-хождения, универсальности руки, способности к речевой коммуникации, высшим психическим ...

Теоретическое и практическое значение логики
Можно логично рассуждать, правильно строить свои; умозаключения, опровергать доводы противника и, не; зная правил логики, подобно тому, как нередко люди выражают свои мысли на языке, не зная его грамматики. Знание логики повышает культуру мышления, способствует четкости, последовательности и доказательности рассуждения, усиливает эффек ...

Направление переформирования запроса на оказание психологической помощи
В результате анализа ситуации выяснилось, что психологическая помощь нужна больше маме девочки. Бланк запроса на психологическую помощь (с учетом переоформления запроса) Содержание запроса Ф.И.О. (код) запрашиваемого Контактный телефон (контактное время) Примечания Жалобы мамы, что ее 12-летняя дочь не выполняет поруч ...