Анализ результатов исследования особенностей проявления самооценки у детей старшего дошкольного возраста
Страница 3

Информация о психологии » Особенностьи проявления самооценки у детей старшего дошкольного возраста » Анализ результатов исследования особенностей проявления самооценки у детей старшего дошкольного возраста

Для определения особенностей проявления самооценки у детей старшего дошкольного возраста был использован метод наблюдения. Наблюдение проводилось за игрой в избранной нами выборке детей.

Наблюдение за детской игрой в старшем дошкольном возрасте нами было выбрано не случайно, так как «игра – сюжетное и ролевое воплощение «перспективного» Я-образа ребенка, поэтому можно сказать, что в игре проявляется его самооценка» [40, с. 220]. Особенности проявления самооценки детей старшего дошкольного возраста изучались в процессе игры.

Особенности проявлений самооценки старшего дошкольника нами изучалось на основе наблюдений за выбором детьми игровых ролей, за соблюдением правил в игровой ситуации, реакцией детей на невыполнение правил.

На основе результатов наблюдения была составлена таблица 17 (приложение 6), в которой необходимые признаки, имеющиеся в наличие, были обозначены – 1, отсутствующие – 0.

Дальнейшая работа строилась по критерию хи-квадрат Пирсона. Нами были сопоставлены значения каждой переменой между уровнями самооценки: заниженным, адекватным и высоким уровнями. В результате сравнения выявлялась статистическая значимость (приложение 6, таблица 18, 19, 20). Обнаружилось, что уровень статистической значимости по всей выборки колебался в диапазоне р от 0,0045 до 1,000, что показывает на наличие различий по некоторым критериям.

Нами рассматривалась зависимость между переменными по заниженному, адекватному и высокому уровням самооценки. Анализ переменных происходил по трем подгруппам: заниженный и адекватный уровень самооценки; заниженный и высокий уровень самооценки; адекватный и высокий уровень самооценки (приложение 6, таблица 18, 19, 20). Рассмотрим зависимости между переменными с помощью графика. Нами строились графики для переменных, имеющих различия в выборке испытуемых. Построим график для переменной – «инициатор игры» для адекватного и высокого уровней самооценки (рис. 5).

Рис. 5. Частота выбора в двух выборках испытуемых по переменной «инициатор игры».

Рис. 6. Частота выбора в двух выборках испытуемых по переменной «инициатор игры».

Мы видим, что расхождения между выборками имеются, особенно это относится к ряду данных, где испытуемые не проявляли инициативу в игровой ситуации. Уровень значимости по данной переменной составляет p = 0 ,0528, что указывает на наличие тенденции к различиям.

Следовательно, на рисунке 5 показано, что имеются тенденции к различия между адекватным и высоким уровнями самооценки в возникновении замысла игры. Инициатива в организации игры проявляется одинаково, а различия в большей степени присутствуют в непринятии или в принятии этой инициативы детьми на себя.

На рисунке 6 мы видим, что имеются различия в проявлении инициативы детей старшего дошкольного возраста, в их активности. На графике показано, что частота проявления инициативы у детей с заниженным уровнем самооценки меньше, чем у детей с высоким уровнем самооценки.

Уровень значимости по данной переменной равен p = 0,0427, то есть нами было обнаружено, что имеются определенные различия в проявлении инициативы в игре ребенком старшего дошкольного возраста, эти различия мы рассматриваем как особенности проявления самооценки.

Построим графики для переменной – «принимает предложения от других» для заниженного и высокого уровня самооценки; адекватного и высокого уровня самооценки.

Рис. 7. Частота выбора в двух выборках испытуемых по переменной «принимает предложения от других».

Рис. 8. Частота выбора в двух выборках испытуемых по переменной «принимает предложения от других».

На рисунке 7 и 8 отчетливо видны расхождения между выборками. Уровень значимости по данной переменной по рисунку 7 составляет p = 0 ,043, по рисунку 8 – p = 0 ,031, что указывает на наличие различий.

Следовательно, на рисунках 7 и 8 показано, что имеются различия между заниженным и высоким; адекватным и высоким уровнями самооценки в принятии предложений по игре от других детей.

Среди детей старшего дошкольного возраста в данной выборке испытуемых принятие предложений от других детей практически сходно. Отказ от предложений по игре в большинстве случаев происходит у детей с высоким уровнем развития самооценки.

Итак, мы видим, что имеются различия в проявлении самооценки в принятии предложений по игре от других детей.

Построим графики для переменной – «учет точек зрения других детей в игре» для заниженного и высокого уровня самооценки; адекватного и высокого уровня самооценки.

Страницы: 1 2 3 4 5


Теория двух факторов формирования личности
Несмотря на кажущуюся пестроту и даже взаимную непримиримость современных психологических теорий личности, большинство из них сохраняет характерную для домарксистской и внемарксистской психологии диадическую схему анализа, о несостоятельности которой говорили. Теперь эта схема выступает в новом обличье - в виде теории двух факторов форм ...

Подход к пониманию личности в школе С.Л. Рубинштейна
Первое, на что специально обращает внимание С. Л. Рубинштейн, приступая к характеристике личности, это зависимость психических процессов от личности. По мнению автора, это выражается, во-первых, в индивидуально-дифференциальных различиях между людьми. У разных людей, в зависимости от их индивидуальных, т. е. личностных особенностей, име ...

Психологическое значение игры
Великий русский педагог К.Д. Ушинский писал: «В игре дитя живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни, в которую он не мог еще войти по сложности ее явлений и интересов. В действительной жизни дитя не более как дитя, существо, не имеющее еще никакой самостоятельности, слепо и беззаботно увлекаемое теч ...