Анализ результатов исследования особенностей проявления самооценки у детей старшего дошкольного возраста
Страница 5

Информация о психологии » Особенностьи проявления самооценки у детей старшего дошкольного возраста » Анализ результатов исследования особенностей проявления самооценки у детей старшего дошкольного возраста

На обоих графиках представлены различия. Мы видим, что среди детей старшего дошкольного возраста в данной выборке испытуемых наибольшая критика других детей или их исправление в процессе игры отмечается у ребят с высоким уровнем самооценки. У детей с заниженным уровнем самооценки также велика доля критики детей. Но при этом имеются дети, не использовавшие исправлений или каких-либо замечаний относительно других детей.

Также мы видим на графике (рис. 16), что среди детей с адекватной самооценкой используются критика и исправления, но в меньших количествах. Преимущественно нейтральное отношение в данной группе детей лидирует.

Итак, мы видим, что имеются различия в проявлениях самооценки в наличие критики, исправлений других детей или в ее отсутствии.

Таким образом, на основании проведенной методики – наблюдения за детьми старшего дошкольного возраста в процессе игры нами было выявлено, что имеются некоторые особенности проявления самооценки у детей старшего дошкольного возраста.

Особенности проявления самооценки проявляются в зависимости от уровня самооценки у ребенка-дошкольника 6 – 7 лет.

Нами было выявлено, что особенности проявления самооценки различаются по некоторым критериям у детей с заниженной, адекватной и высокой самооценкой.

К основным отличительным особенностям проявления самооценки по результатам эмпирического исследования нами было решено отнести: принятие инициативы в игре, принятие предложений от других детей игрового характера, самостоятельный выбор ролей, характер выполнения ролей в игре (главные, второстепенные), использование критики по отношению к другим детям, их исправление, частота конфликтности детей и реакции на исправление их действий со стороны окружающих людей (негативно реагирует, спокойно реагирует).

Для определения наиболее популярных детей и наиболее отвергаемых детей нами была проведена социометрическая методика «Два домика». Кроме этого, данный тест был направлен на сопоставление его результатов с особенностями проявления самооценки у детей старшего дошкольного возраста.

Нами были получены данные, которые подверглись количественной и качественной обработке (приложение 7, таблица 21).

Для обработки полученных данных за основу нами были приняты следующие показатели: 4 и более баллов – «социометрические звезды»; от 1 до 3 – общительные, подвижные дети, в своей группе могут быть лидерами; 0 баллов – тихие, малоактивные дети; - 1 и меньше баллов – отвергаемые дети [32 , с. 102].

В результате нами были получены следующие данные: 43 % (33) детей являются «социометрическими звездами», то есть дети, пользующиеся авторитетом; 21 % (7) детей – активные, но нередко конфликтные дети; 18 % (6) детей – отвергаемые сверстниками дети, чрезмерно конфликтующие и негативно настроенные; и 18 % (6) детей – спокойные ребята, предпочитающие общение с малым кругом друзей.

Нами было отмечено, что среди детей, не популярных в группе, то есть отвергаемых детей все испытуемые данной выборки имели заниженную самооценку. Среди этих детей можно выделить внешне малопривлекательных, а также нервозных и чрезмерно конфликтных, не умеющих налаживать отношение с другими.

Среди детей наиболее популярных наблюдаются дети с адекватной и заниженной самооценкой. В данном случае с заниженной самооценкой являются ребята, внешне привлекательные, предпочитающие общение с постоянным кругом друзей, почти не конфликтующие и готовые принять в игру других детей. Дети с адекватной самооценкой здесь характеризуются привлекательной внешностью, уверенностью в себе и активностью.

Дети с высокой самооценкой попали в группу активных, но постоянно конфликтующих детей, довольно часто обижаются и легко обижают других людей.

Таким образом, нами было выяснено, что между детьми с разными уровнями самооценки в ее проявлении имеются свои особенности – по некоторым характеристикам были сходны между собой, а по другим отличались.

В целом дети с высокой самооценкой более активны и самостоятельны, чем дети с заниженной самооценкой. У детей старшего дошкольного возраста с адекватной самооценкой проявляется, как и активность, так и в некоторых ситуациях и пассивность.

Страницы: 1 2 3 4 5 


Принципы историко-психологического анализа
Важнейшим из них является принцип историзма . Он требует «не забывать основной исторической связи, смотреть на каждый вопрос с точки зрения того, как известное явление в истории возникло, какие главные этапы в своем развитии это явление проходило, и с точки зрения этого его развития смотреть, чем данная вещь стала теперь» В историческо ...

Психосоциальная работа с пациентами психиатрической больницы
В современном обществе актуальными являются проблемы реабилитации и интеграции психически больных людей в общество, в связи с чем повышается значимость социальных аспектов оказания психиатрической помощи. Говоря об общем подходе к охране психического здоровья, оказанию психиатрической помощи, нужно отметить, что использование только одн ...

«Клубочек».
Цель: обучение ребёнка одному из приёмов саморегуляции Содержание: Расшалившемуся ребёнку можно предложить смотать в клубочек яркую пряжу. Размер клубочка с каждым разом может становиться всё больше и больше. Взрослый сообщает ребёнку, что этот клубочек не простой, а волшебный. Как только ребёнок начинает его сматывать, так сразу же ус ...