Развитие психологической мысли от эллинизма до эпохи возрождения
Страница 1

Информация о психологии » Основные этапы развития психологии » Развитие психологической мысли от эллинизма до эпохи возрождения

По хронологическим рамкам эпоха эллинизма охватывает IV-II вв. до н.э. и представлена Академией Платона, перипатетической, стоической и эпикурейской школами, продолжателями античных традиций стоицизма, скептицизма и эклектизма. Данные направления и школы продолжили свою эволюцию в творчестве ученых Древнего Рима. www.psexplorer.ru

Развитое первыми последователями Платона учение стало мировоззренческой и теоретической основой психологических концепций целого ряда последующих философских школ и направлений.

Одной из важнейших задач перипатетиков являлось комментирование произведений основателя школы - Аристотеля. Но помимо выполнения этой миссии ученые внесли существенный вклад в развитие античной науки. Вопреки учителю перипатетики признавали душу, имеющую собственного, отличного от других элементов материального носителя, способного к движению во внутрителесном пространстве. Этим объединяющим началом явлений считалась пневма или эфир -”пятая субстанция”.

История стоицизма как научной традиции начинается с IV в. до н.э. и продолжается тысячелетие, до закрытия всех философских школ императором Юстинианом в 529 г. Это дает основания говорить о стоицизме как стержневом направлении античной мысли,”перекрывающем” по хронологическим рамкам все известные научные системы Древней Греции и Древнего Рима.

Скептицизм.

Название данного направления античной мысли произошло от греческого глагола “озираться”, «осматриваться». Но для античного скептицизма характерно не прямое отрицание возможности познания, а лишь воздержание от окончательных суждений. Объявив видимость единственным критерием истины, древние скептики выступили против догматизма существующих в античности концепций души, что, в свою очередь, стимулировало дальнейшее углубление и развитие психологических представлений античности.

Эпикуризм Древнего Рима имел ярко выраженную материалистическую направленность. Его школы функционировали в Неаполе, Афинах, Риме. Учение эпикурейцев являлось предметом научных споров многих последующих поколений мыслителей, а их атеистическая направленность становилась причиной угрозы существования их трудов. Римский эпикуризм как направление античной мысли имел не только глубокие исторические корни, но и богатое научное продолжение. Его традиции в области психологических знаний были возрождены в творчестве ученых - эмпириков Нового времени.

Римский стоицизм

просуществовал в Риме с 155 г. до н.э. до 529 г. В центре его внимания - проблемы нравственности, независимости от материальных благ, совпадения счастья и добродетели. В римском стоицизме происходит ослабление внимания к изучению природы и теории познания. Римские стоики решительно и твердо отстаивали права и силу человеческого разума, его подчиненность единым законам, которые могут быть познаны. Такой подход к душевным явлениям оказал значительное влияние на формирование ранней христианской и средневековой европейской психологии.

Римский скептицизм, стремясь доказать недостоверность всех известных наук,тем не менее сохранял тесную связь с естествознанием и медициной. После эллинизма он возобновляется в Александрии Сарпедоном и Гераклидом (учеником Птоломея), Энесидемом (I в. до н.э.).

Римский эклектизм.

Название данного направления развития античной мысли, как и многих древних школ, носит условный характер, ибо в большинстве случаев мыслители все же ориентировались на определенные мировоззренческие традиции. Среди выдающихся представителей римского эклектизма выделялись Марк Теренций Варрон, Корнелий Цельс, ученики школы Секстиев.

Подводя итоги изложенному, отметим, что каждому историческому периоду развития психологии свойственны свои специфические идеалы научного знания и методологические подходы к осмыслению психической реальности. В античной психологии таким идеалом впервые стал сам “человек как мера всех вещей”, а основными методологическими линиями отражения его психических процессов явились соответствующие времени рационализированная и систематизированная формы его мировоззрения.

Страницы: 1 2


Стили родительского общения и воспитания
Общение подростка во многом зависит от стиля родительского общения и воспитания, то есть, в какой семье воспитывается подросток. В нашей стране существуют разные стили семейного воспитания, которые во многом зависят как от национальных традиций, так и от индивидуальных особенностей. Однако в целом наше обращение с детьми является значи ...

Соотношение понятий «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность»
Человек – с одной стороны существо биологическое, животное, наделенное сознанием, обладающее речью, способностью трудиться; с другой стороны человек – существо общественное, ему необходимо общаться и взаимодействовать с другими людьми. Личность – это тот же человек, но рассматриваемый только как общественное существо. Говоря о личности ...

Внутриличностные методы
Внутриличностные методы заключаются в умении правильно организовать свое собственное поведение, высказать свою точку зрения, не вызывая психологической защитной реакции со стороны другого человека. Некоторые авторы [1] предлагают использовать “Я - высказывание”, т.е. способ передачи другому лицу вашего отношения к определенному предмету ...