Теоретические основы воздействия музыки на психическое состояние человека. Состояние вопроса в педагогической и психологической литературе
Страница 2

Информация о психологии » Воздействие музыки на психическое состояние ребёнка » Теоретические основы воздействия музыки на психическое состояние человека. Состояние вопроса в педагогической и психологической литературе

Задача музыкального воспитания по Платону, таким образом, — гармонизация индивида с общественной жизнью. В «Тимее» он отмечает: «…Гармонию, пути которой сродни круговращению души, музы даровали каждому рассудительному своему почитателю не для бессмысленного удовольствия — хотя в нем только и видят нынче толк, — но как средство против разлада в круговращении души, долженствующее привести ее к строю и согласованности с самой собой. Равным образом, дабы побороть неумеренность и недостаток изящества, которые выступают в поведении большинства из нас, мы из тех же рук и с той же целью получили ритм». Музыка наслаждения, по мнению Платона, расшатывала связь индивида и общества, а это служило началом нравственного и физического упадка, приводящего к разного рода болезням.

Идеи Платона и Пифагора получили наибольшее развитие в трудах Аристотеля, разработавшего учение о мимесисе — представлении о внутреннем мире человека и способах воздействия на него при помощи искусства. В теории мимесиса была представлена концепция катарсиса — очищения души (слушателя, зрителя) в процессе восприятия произведений искусства, отражающих мир человеческих характеров и страстей и потрясающих своей правдой и красотой. Анализ музыкального переживания, предложенный Аристотелем в «Политике», указывает, что такое очищение «подобно устранению необузданного пафоса, как и субъективного буйства — следовательно, обновлению моральных критериев, а именно: обособившийся в своих страданиях от жизни общества индивид поднимается от своей частной единичности до всеобщности, последнее идентифицируется с жизнью и устремлениями общества» [2, с. 367—368]. Следует отметить, что такая стратегия нормализации пошатнувшегося душевного равновесия по существу не изменилась и вплоть до настоящего времени красной нитью проходит через все известные психотерапевтические школы и направления. Вслед за Пифагором Аристотель полагал, что способность музыки воздействовать на душевные состояния слушателей связана с подражанием тому или иному характеру: «…музыкальные лады существенно отличаются друг от друга, так что при слушании их у вас появляется различное настроение, и мы далеко не одинаково относимся к каждому из них; так, например, слушая одни лады, мы испытываем более жалостное и подавленное настроение, слушая другие, менее строгие лады, мы в нашем настроении размягчаемся; иные лады вызывают в нас по преимуществу среднее, уравновешенное настроение; последним свойством обладает, по-видимому, только один из ладов, именно дорийский. Что касается фригийскго лада, то он действует на нас возбуждающим образом» [2, с. 376].

С точки зрения Аристотеля, для воспитательных целей лучше всего подходит дорийский лад, которому «свойственна наибольшая стойкость» и который «отличается по преимуществу мужественным характером» [8, с. 157]. Вслед за Платоном Аристотель запрещал использование в музыкальном воспитании авлоса — музыкального инструмента типа флейты, поскольку этот инструмент мог склонять слушателей к необузданности и, следовательно, вредно воздействовал на нравы.

В античных источниках мы находим множество свидетельств, говорящих о чудесных исцелениях, достигнутых при помощи музыки. Неоплатоник Боэций в трактате «Наставления к музыке» свидетельствует, что музыканты «Терпандр и Арион из Метимны посредством пения избавили жителей Лесбоса и ионян от тяжелых болезней. А Исмений Фиванский, как говорят, избавил от страданий многих беотийцев, которых мучили сильные подагрические боли» [1, с. 127—130]. Согласно воззрениям древних, каждому ритму пульса соответствовало то или иное заболевание, а ритмы эти располагались по порядку музыкальных чисел. У средневекового итальянского теоретика музыки Джозефа Царлино мы находим свидетельства, как некто Сенократ звуками труб возвратил безумным прежнее здоровье, а Талет из Кандии звуками кифары изгнал чуму. Пророк Давид своим пением и игрой на кифаре излечил библейского царя Саула от приступов тяжелой депрессии. Пророки во время своего действа требовали, чтобы некто искусный начинал играть, ибо «при побуждении их этими сладостными звуками в них вселялась духовная благодать».

Страницы: 1 2 3 4 5


Проблема застенчивости в подростковом возрасте
Застенчивость – явление гораздо более распространенное, чем думают многие, в особенности застенчивые люди. Исследования показывают, что почти половина молодых людей страдает от застенчивости, а в возрасте от 12 до 14 лет стеснительными являются 50 процентов мальчиков и 60 процентов девочек.[12, c.47-48] Рассказы застенчивых мальчиков и ...

Психологические и социальные основы современного брака
Конец двадцатого века был ознаменован кризисом типичной патриархальной семьи, для которой было характерна жесткая иерархия, безусловное подчинение мужчине, тесная межпоколенная связь. Одно из событий, радикально повлиявшее на изменение качества семейных отношений, – это автономизация брачности, сексуальности и прокреации[1]. В научном ...

Исцеление музыкой
Музыка не только фактор облагораживающий, воспитательный. Музыка — целитель здоровья . (В.М Бехтерев) В седой древности уже было известно удивительное действие, которое оказывает музыка на все живое, та власть, которую имеет она над чувствами и настроениями людей. Наши предки использовали это свойство в различных жизненных обстоятельст ...