Теоретические основы воздействия музыки на психическое состояние человека. Состояние вопроса в педагогической и психологической литературе
Страница 4

Информация о психологии » Воздействие музыки на психическое состояние ребёнка » Теоретические основы воздействия музыки на психическое состояние человека. Состояние вопроса в педагогической и психологической литературе

Французский композитор Марена Маре лет 200 назад писал музыку, посвященную болезням. Цикл из 12 сонат был предназначен для лечения подагры, соната для альта и клавесина использовалась для сопровождения операций. И никто этому не удивлялся, в то время лечебное музицирование было модным в великосветских салонах. Врачи прописывали музыку своим пациентам от множества болезней. Предписания выполнялись легко, так как у знатных особ состояли на службе музыканты. Даже барабан мог стать «лекарем»: «Желудок любит ритм» - утверждали врачи в то время, поэтому обеды сопровождались барабанной дробью.

Почему бурлаки пели во время работы? Оказывается, если поднимать ящики одинаковой величины и тяжести, то более легким покажется тот, который поднимали под музыку. Это заметили в старину люди, и тяжелую работу выполняли под песню.

Даже природа реагирует на созданные человеком музыкальные произведения. Один австрийский садовод играл на скрипке каждое утро по полчаса в саду для цветов и овощей. Окраска растений отличалась яркостью, они росли быстрее, чем растения у соседей. Скрипичные концерты их «вдохновляли». Оказывается, различные звуковые волны благоприятно воздействуют на развитие клеток. На птицефабрике в Минске однажды включили магнитофон, и вдруг куры перестали кудахтать, затихли, стали «клевать» носом, задремали. Когда сменили грустную музыку на веселую, она подействовала возбуждающе. После долгих экспериментов определили, что самой благоприятной является легкая, ненавязчивая музыка. Куры хорошо растут, несутся и становятся активными, подвижными.

В общем подходе к лечению больных различными нервными и психическими заболеваниями возобладал принцип стремится к подобному, что и определяло выбор характера музыкального произведения для лечения и инструмент, на котором оно должно было исполняться. Этот подход сохранялся на протяжении довольно значительного отрезка времени. Не потерял он своей актуальности и в настоящее время.

Начало нынешнего этапа развитие музыкальной психотерапии берет с конца 40-х годов, когда во многих странах Западной Европы и США стали организовываться музыкально-психотерапевтические общества и центры. Большую известность получили музыкально-психотерапевтические центры и школы в Швеции, Австрии — Osterreichische Gesellschaft zur Forderung der Musiktherapie, Швейцарии — Schweizer Forum fir Musiktherapie, Германии — Arbeitsgemeinschaft fur Musiktherapie.

Сегодня музыкальную терапию в более или менее широких масштабах применяют практически во всех странах Западной Европы, направляя ее на широкий круг не только нервно-психических, но и соматических заболеваний, поскольку в любой нозологии (раздел патологии, изучающий сущность и характер течения болезни) заболевания так или иначе всегда затрагивается и страдает аффективная сфера.

Поскольку обзор существующих школ и направлений содержится в работах Л.С. Врусиловского, З. Матейовой и С. Машуры, то мы остановимся только на тех основных положениях и принципах, которыми руководствуются ведущие музыкально-психотерапевтические школы, — шведская, американская и немецкая.

В шведской школе, основателем которой считается А. Понтвик, исходным моментом является концепция психорезонанса, она исходит из того, что глубинные слои человеческого сознания могут приходить в резонанс со звучащими гармоническими формами и таким образом выявляться наружу для анализа и понимания. Опираясь на понятия «коллективного бессознательного» и «архетип» К. Юнга, А. Понтник разработал представление о путях проникновения в глубинные слои психики через пропорциональные соотношения звуков, дающие эффект обертонов.

В американском направлении музыкальной психотерапии ее лечебный эффект основывается на идеях традиционного психоанализа. Стремясь во время сеанса добиться от пациента, чтобы он вспомнил эмоционально травмировавшие его ситуации, психотерапевт при помощи музыки доводит их до катарсической разрядки и тем самым облегчает состояние пациента. В связи с этим большое значение приобретает подбор соответствующих музыкальных произведений, которые могли бы вызывать необходимый строй образных ассоциаций и переживаний, чей последующий анализ мог бы выяснить природу подавленного конфликта. Поэтому американские музыкотерапевты разработали обширные каталоги лечебных музыкальных произведений, включающие в себя музыку самых разных жанров и стилей, но соответствующим образом классифицированных по направленности воздействия.

Страницы: 1 2 3 4 5


Выводы
Обобщая данные разных школ и направлений, мы можем сделать следующие выводы об эффективности и возможностях использования музыки в психотерапевтических целях: · эстетизация и гармонизация больничной среды; · содействие развитию коммуникативных актов; · развитие творческого воображения и фантазии; · релаксация психологического тонуса ...

Формирование произвольной памяти
Произвольные формы запоминания и восприятия начинают складываться в возрасте четырех - пяти лет. Наиболее благоприятные условия для овладения произвольным запоминанием воспроизведением, по утверждению А.Н. Леонтьева, создаются в игре, когда запоминание является условием успешного выполнения ребенком взятой на себя роли. Количество слов, ...

Особенности развития психологии в средние века
Эпоха Средневековья, длившаяся почти десять веков, не имеет в истории достаточно четкой периодизации. Началом этой эпохи считают падение Римской империи, т.е. V век. В то же время все ученые отмечают, что элементы средневековой идеологии, так же как и средневековой науки, появились значительно раньше, уже в III в. Выбор V века обусловли ...