Практика музыкотерапии в дошкольном образовательном учреждении
Страница 2

Информация о психологии » Воздействие музыки на психическое состояние ребёнка » Практика музыкотерапии в дошкольном образовательном учреждении

После установления контакта переходят к беседе, цель которой – выявить страхи. Хорошо если ненавязчивым фоном в это время будут звучать, допустим, сонаты Моцарта. При общем положительном настрое в этой музыке присутствует некоторая смена образов, на которую ребёнок, сам того не замечая, откликнется. Начать спрашивать о страхах можно у дошкольников и в процессе самой игры, как бы между прочим вкрапливая вопросы в игровые паузы. Психолог не сидит за столом, а находится рядом с играющим, возможно присев на корточки. В разговоре стараются не превышать голос, не делать эмоциональных или смысловых акцентов в произношении. После диагностики страхов следует поиграть с ребенком и родителем в подвижные игры типа бросания мяча, пятнашек, игры в кегли, музыка должна нести ярко выраженное положительное начало («Маленькая ночная серенада» В. Моцарта, «Трепак» из «Щелкунчика» П. Чайковского и т.д.). Всем этим создается жизнерадостная атмосфера, противостоящая эмоционально отрицательному воздействию страха.

Одной из самых распространённых проблем в дошкольном учреждении, в решении которой требуется помощь психолога, является адаптация ребёнка к условиям детского сада. Пример такой ситуации: Егор, 3 года, держался обособленно, не принимал приглашений к игре, часто плакал. Беседа с мальчиком была проведена в кабинете психолога, где включили спокойную, светлую музыку (ноктюрны №1,2 Шопена), выявили причины отрицательного эмоционального состояния, ребёнок почувствовал себя более комфортно, в группу вернулся в приподнятом настроении, более свободно контактировал со сверстниками.

Вообще от угнетения, меланхолии можно освободиться при прослушивании произведений Л. Бетховена («К радости», 6 симфония); раздражение, гнев можно снять музыкой Р. Вагнера («Хор пилигримов») или И. С. Баха; при нервном истощении можно использовать музыку Э. Грига («Утро»), некоторые концерты А. Вивальди. Есть произведения, которые улучшают внимание, помогают сосредоточиться. К ним относятся «Времена года» П. Чайковского, «Лунный свет» К. Дебюсси, «Грезы» Р. Шумана.

Музыка сочетанием своих выразительных средств создает художественный образ, который вызывает ассоциации с явлениями жизни, с переживаниями человека. Сочетание выразительных средств в музыке с поэтическим словом (например, в песне, опере), с сюжетом (в программной пьесе), с действием (в спектаклях) делает музыкальный образ более конкретным, понятным.

На одном из занятий в ходе практики были собраны гиперактивные дети (4-5 лет), и им было предложено послушать пьесу «Мама» из «Детского альбома» П. Чайковского. Для первого занятия было выбрано именно данное произведение, поскольку оно достаточно понятное по своему замыслу, и, что очень важно, небольшое по времени звучания. Всё же дети не смогли прослушать пьесу целиком не отвлекаясь. Сразу же состоялась беседа о характере произведения. В течении нескольких следующих занятий были прослушаны различные произведения в порядке увеличения продолжительности звучания, в том числе упомянутое «Утро» Э. Грига. За это время дети научились глубже чувствовать и понимать музыку, дольше сохранять внимание, подавлять проявления агрессии; после прослушивания ведут себя более спокойно, чем обычно. Занятия продолжаются.

Очень важно для занятий, связанных с слушанием музыки:

Страницы: 1 2 3 4 5


Мини-лекция «Как выявить гиперактивного ребёнка».
Диагноз «синдром гиперактивности» ставит невропатолог, и у некоторых детей в мед.карте это отмечено. В таких случаях можно сразу начать соответствующую диагнозу коррекционную работу. Если диагноз отсутствует, а у ребёнка день за днём проявляются отдельные признаки гиперактивности, тогда взрослые проводят дополнительное целенаправленное ...

Процесс коммуникации
Коммуникации занимают важнейшее место в жизни организации и оказывают огромное влияние на индивидов и групп. Обмен информацией между сотрудниками в организации приводит к достижению намеченных целей. Коммуникации – это передача информации от одного человека к другому, один из способов доведения индивидом до других людей идей, фактов, м ...

Навык в процессе усвоения. Определение навыка, его формирование
Как отмечают многие исследователи, освоение системы знаний, соединяющееся с овладением соответствующими навыками, рассматривается в качестве «основного содержания и важнейшей задачи обучения» (С.Л. Рубинштейн). Однако сама проблема навыка трактуется до сих пор неоднозначно — от его фетишизации (бихевиоризм, необихевиоризм) до практическ ...