Старший школьный возраст и возрастная проблема профессионального
самоопределенияСтраница 2
Определение специфики профессионального самоопределения для школьников имеет важное значение, хотя бы для того, чтобы обозначать более адекватные школьному возрасту цели профконсультационной работы и более строго разрабатывать и подбирать конкретные практические методики профессионального самоопределения. www.musictext.net
Соотношение специфических задач профессионального самоопределения и различных образовательно-возрастных групп населения представлено в виде таблицы (см. табл. 1), являющейся модифицированным вариантом схемы, предложенной Е.Ю.Пряжниковой, где по одной оси выделены специфические задачи, а по другой - группы населения, с которыми может работать профконсультант. Специфические задачи профессионального самоопределения:
1 - постепенное формирование общей готовности к профессиональному самоопределению (без совершения конкретных выборов) и подготовка к будущей трудовой жизни в широком плане;
2 - психолого-педагогическая помощь в конкретных профессиональных выборах (профессионального учебного заведения, профессии и специальности, места работы и конкретного трудового поста);
3 - психолого-педагогическая помощь в освоении уже выбранной профессии (в соответствующем учебном заведении или на работе);
4 - совершенствование в рамках выполняемой трудовой деятельности в ходе специально организованного повышения квалификации и самообразования;
5 - освоение смежных видов профессионального труда, необходимых для более качественного выполнения данной работы.
Особенности профессионального самоопределения на разных этапах возрастного развития ребенка (дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, старший школьный возраст)
Периодизация развития человека как субъекта труда. (По Е.А. Климову) (30)
Название этапа |
Возраст |
Особенности человека как субъекта труда |
Пред-игра |
до 4 лет |
Освоение функций восприятия, которые становятся основой для дальнейшего развития и приобщения человека к труду |
Игра |
5-8 лет |
Овладение "основными смыслами" человеческой деятельности |
Овладение учебной деятельностью |
8-12 лет |
Развитие функций самоконтроля, самоанализа и планирования деятельности |
Стадия оптации |
12-18 лет |
Осознание желаний, сознательный и ответственный выбор будущего профессионального пути |
Стадия адаптации |
17-20 лет |
Профессиональная подготовка по выбранной специальности |
Стадия интернала |
23-26 лет |
Вхождение в профессию в качестве полноценного коллеги, способного стабильно работать на профессиональном уровне, "свой среди своих" |
Мастер |
взрослость |
Лучший профессионал среди обычных хороших |
Авторитет |
зрелость |
Лучший среди мастеров. Переоценка профессиональных ценностей, возможных путей продолжения карьеры |
Наставник |
зрелость |
Профессионал, способный передать свой лучший опыт ученикам. “Учителя- это не те, кто нас учит, а те - у кого мы учимся” |
Основные факторы и принципы, определяющие развитие психологии
Исследования многих ученых показали, что на развитие психологии как науки оказывают влияние несколько факторов. Ведущий из них - логика развития психологических знаний - связан с изменением ее предмета, влиянием смежных с психологией наук, с развитием принципов и категориального строя психологии. Уже из этого краткого описания становитс ...
Особенности самореализации личности подростка
Самореализация личности учащегося, как самостоятельное направление педагогических исследованиий, возникло в науке сравнительно недавно. Но вопросы самоактуализации, духовного становления и самостоятельного максимального воплощения эмоционально-интеллектуальных потенций учащимся - это вопросы, уходящие своими корнями глубоко в глубь веко ...
Взаимодействие в игре
Когда мы рассматриваем данный тип классификации, мы выделяем следующие типы игр: несоциальные, параллельные, простые совместные, совместные игры.
Несоциальная игра появляется первой в процессе онтогенеза человека.[4] Ребенок играет сам с собой, он может наблюдать также за детьми неподалеку, но сам в это время играть не будет.
Первый т ...