Старший школьный возраст и возрастная проблема профессионального самоопределения
Страница 2

Информация о психологии » Влияние изучения иностранного языка на профессиональное становление старших школьников » Старший школьный возраст и возрастная проблема профессионального самоопределения

Определение специфики профессионального самоопределения для школьников имеет важное значение, хотя бы для того, чтобы обозначать более адекватные школьному возрасту цели профконсультационной работы и более строго разрабатывать и подбирать конкретные практические методики профессионального самоопределения. www.musictext.net

Соотношение специфических задач профессионального самоопределения и различных образовательно-возрастных групп населения представлено в виде таблицы (см. табл. 1), являющейся модифицированным вариантом схемы, предложенной Е.Ю.Пряжниковой, где по одной оси выделены специфические задачи, а по другой - группы населения, с которыми может работать профконсультант. Специфические задачи профессионального самоопределения:

1 - постепенное формирование общей готовности к профессиональному самоопределению (без совершения конкретных выборов) и подготовка к будущей трудовой жизни в широком плане;

2 - психолого-педагогическая помощь в конкретных профессиональных выборах (профессионального учебного заведения, профессии и специальности, места работы и конкретного трудового поста);

3 - психолого-педагогическая помощь в освоении уже выбранной профессии (в соответствующем учебном заведении или на работе);

4 - совершенствование в рамках выполняемой трудовой деятельности в ходе специально организованного повышения квалификации и самообразования;

5 - освоение смежных видов профессионального труда, необходимых для более качественного выполнения данной работы.

Особенности профессионального самоопределения на разных этапах возрастного развития ребенка (дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, старший школьный возраст)

Периодизация развития человека как субъекта труда. (По Е.А. Климову) (30)

Название этапа

Возраст

Особенности человека как субъекта труда

Пред-игра

до 4 лет

Освоение функций восприятия, которые становятся основой для дальнейшего развития и приобщения человека к труду

Игра

5-8 лет

Овладение "основными смыслами" человеческой деятельности

Овладение учебной деятельностью

8-12 лет

Развитие функций самоконтроля, самоанализа и планирования деятельности

Стадия оптации

12-18 лет

Осознание желаний, сознательный и ответственный выбор будущего профессионального пути

Стадия адаптации

17-20 лет

Профессиональная подготовка по выбранной специальности

Стадия интернала

23-26 лет

Вхождение в профессию в качестве полноценного коллеги, способного стабильно работать на профессиональном уровне, "свой среди своих"

Мастер

взрослость

Лучший профессионал среди обычных хороших

Авторитет

зрелость

Лучший среди мастеров. Переоценка профессиональных ценностей, возможных путей продолжения карьеры

Наставник

зрелость

Профессионал, способный передать свой лучший опыт ученикам. “Учителя- это не те, кто нас учит, а те - у кого мы учимся”

Страницы: 1 2 3


Раннее детство
Психическое развитие ребенка в этом возрасте происходит не только усвоением разнообразных действий, но и формированию качеств, необходимых для их выполнений. Ребенок постепенно овладевает свойственными человеку формами поведения в обществе и проявляет внутренние черты, которые определяют его поступки. По мнению Э.Эриксона, этому перио ...

Понятия, методы и модели возрастной пспхогенетики
Главным понятием психогенетики развития является «генетическое изменение». Оно характеризует изменения в эффекте действия генов на разных стадиях онтогенеза. При этом выделяются два аспекта. Первый связан с оценкой в разных возрастах относительной доли генетической вариативности в общей вариативности признака, что позволяет оценить, как ...

Личность как «самосознание»
В психологической науке принято следующее определение самосознания: «Совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознаёт себя в качестве субъекта деятельности, называется самосознанием, а его представления о самом себе складываются в определённый образ «Я» (Кон И.С. Открытие «Я».-М., 1987). Образ «Я» - это не просто ...