Методы изучения мотивации профессионального самоопределения в процессе изучения иностранного языка
Страница 2

Информация о психологии » Влияние изучения иностранного языка на профессиональное становление старших школьников » Методы изучения мотивации профессионального самоопределения в процессе изучения иностранного языка

2. как показатель способности учителя активизировать мотивационную сферу учащихся (что может учитываться при проведении аттестации, конкурсов педагогического мастерства);

3. как основа для повышения эффективности педагогической деятельности и совершенствования педагогического мастерства.

В третьих, анкеты-шкалы, в которых при ответе на вопросы учащийся должен не просто выбрать наиболее правильный из готовых ответов, а прошкалировать, оценить в баллах правильность каждого из предложенных ответов

Между этими тремя типами анкет не существует принципиальной различий, все они являются лишь различными модификациями метода анкетирования. Анкеты – шкалы представляют наиболее формалированный тип анкет, так как позволяют проводить более точный количественный анализ получаемых данных.

В качестве примера рассмотрим одну из таких анкет – шкал, предназначенную для изучения отдельных признаков и уровня мотивации в целом у учащихся средних и старших классов (7, 158-165). Эта анкета построена на выделении десяти основных признаков мотивации учения: I — состав, II — структура, III — осознанность, IV — обобщенность, V — направленность на содержание обучения, VI — направленность на способы обучения, VII — энергия, VIII — действенность, IX — качество знаний, X — характер умственной деятельности. Каждый из этих десяти признаков мотивации рассматривается автором как обладающий пятью уровнями развития. Каждому уровню развития каждого из десяти признаков мотивации соответствует вопрос анкеты. Вся анкета состоит из 50 вопросов. Ответы на все вопросы анкеты позволяют, по мнению автора, описать мотивацию учения школьника матрицей 5X10.

Процедура анкетирования (шкалирования) мотивации состоит в следующем: перед началом опыта каждый учащийся готовит бланк (матрицу), где указывает дату заполнения, свой класс и фамилию, а затем выписывает в бланк

1 . 6 . 11 . 16 . 21 . 26 . 31 . 36 . 41 . 46 2 . 7 . 12 . 17 . 22 . 27 . 32 . 37 . 42 . 47 3 . 8 . 13 . 18 . 23 . 28 . 33 . 38 . 43 . 48 4 . 9 . 14 . 19 . 24 . 29 . 34 . 39 . 44 . 49 5 . 10 . 15 . 20 . 25 . 30 . 35 . 40 . 45 . 50 номера вопросов анкеты (от 1 до 50). Затем учащимся дается инструкция: «Ничего, не приукрашивая и не приуменьшая, возможно более точно ответьте на предлагаемые вопросы. Форма ответов: 05 означает уверенно да; 04 — больше да, чем нет: 03 — не уверен, не знаю; 02 — больше нет, чем да; 01—уверенно нет». Такая форма ответов, по мнению автора анкеты, дает возможность отличать системы анкетных баллов от пятибалльной системы отметок школьной успеваемости.

После предъявления инструкции учитель включает магнитофонную запись с 50 вопросами анкеты, следующими с интервалами 10—15 секунд. Учащиеся вписывают ответ по заданной форме рядом с порядковым номером соответствующего вопроса на матрице.

Приведем пять вопросов анкеты (26—30), выявляющих развитие такого признака мотивации учения, как направленность на способы обучения: «26, Бывает ли так, что при изучении иностранного языка у вас не хватает умений, а вы не стремитесь им, научиться? 27. Считаете ли вы, что в учении главное — получить результат, (решить, выучить), не важно каким способом? 28. Считаете ли вы, что для успешного учения вам необходимо овладеть более рациональными умениями? 29. Считаете ли вы, что вы владеете навыками изучения большинства школьных предметов? 30. Часто ли бывают случаи, когда, не понимая новый материал, вы самостоятельно пытаетесь понять его?»

Анализ материалов, полученных при помощи данной анкеты, достаточно прост. Подсчитываются и сравниваются суммы баллов (ответ 05—5 баллов и т. д.) по строкам и столбцам матрицы. Наибольшая сумма по строкам характеризует уровень развития мотивации в целом у ученика. Суммы баллов по столбцам характеризуют развитость десяти отдельных признаков мотивации учения. Помимо мотивации учения в целом при помощи такой анкеты можно шкалировать мотивацию изучения отдельных предметов.

Приведенный пример анкеты-шкалы как нельзя лучше обнаруживает и положительные и отрицательные стороны анкетного метода изучения мотивации. Бесспорное достоинство метода анкет — быстрое получение массового материала, доступного для точных математико-статистических способов обработки и анализа. Кроме того, материал, собранный при помощи данного метода, позволяет проследить наиболее общие изменения основных типов мотивации учения и выявить степень устойчивости этих типов мотивации в процессе обучения и воспитания учащихся. Недостаток метода анкетирования состоит в том, что он позволяет вскрыть только самый верхний слой фактов, относящихся к мотивации учения. Пользуясь лишь анкетой, почти невозможно отделить мотивировки учащихся от действительных мотивов учения. Материалы, полученные при помощи анкет и вопросников (составленных из прямых вопросов), не могут дать учителю представления о закономерностях и причинных зависимостях, существующих в мотивационной сфере, о сущности самих мотивов учения. Такие методы, по справедливому замечанию Г. И. Щукиной, дают лишь строительный материал для дальнейшего психологического анализа мотивации.

Страницы: 1 2 3 4 5


Формирование группы и ее основные характеристики
В литературе имеется несколько моделей формирования группы, и в каждой из них стадии ее жизненного цикла называются по-разному. Например, Джеймс Л. Гибсон, Джон Иванцевич и Джеймс Х. Доннели – младший считают, что в самом развитии каждая группа проходит через стадии: взаимного признания, общения и принятия решений, мотивации и продуктив ...

Стабильность в поведении человека
Стабильность в поведении человека играет большую роль в становлении его взаимоотношений с окружением. Если человек ответственен и в целом предсказуем, то окружение воспринимает его положительно. Если же он постоянно неуравновешен, капризен и склонен делать непредсказуемые шаги, то коллектив негативно реагирует на такого человека. Самоо ...

Развитие психологии в арабском мире
С VIII по XII в. большое количество психологических исследований проводилось на Востоке, куда переместились основные психологические и философские школы из Греции и Рима. Важное значение имел следующий факт: арабские ученые настаивали на том, что изучение психики должно основываться не только на философских концепциях о душе, но и на да ...