ЗаключениеСтраница 1
В заключение, проведя теоретические и практические исследования, необходимо сделать следующие выводы:
Проблема человеческого общения и его места в развитии представлений человека о самом себе является одной из актуальнейших в ряду тех, над которыми работает психологическая наука.
Концепции рассматривают общение как самостоятельную категорию, которая имеет свои внутренние закономерности развития и выступает как взаимодействие субъектов; как основа межличностных отношений и условие развития личности; как обмен информацией. Общение разворачивается в условиях наличия коммуникативной потребности, инициативности и активности субъекта. Общение является сложным, многоуровневым и многофункциональным социальным явлением. С позиций современных концепция нами охарактеризованы три взаимосвязанные стороны общения: информационная (коммуникационная), интерактивная и перцептивная.
В общении как в процессе последовательных действий, поведенческих актов (как вербальных, так и невербальных) происходит обмен информацией, ее интерпретация, взаимовосприятие, взаимопонимание, взаимооценка, сопереживание, формирование симпатий и антипатий, характера взаимоотношений, психологическое воздействие, разрешение противоречий, осуществление и регулирование совместной деятельности. В деловом общении людей объединяют интересы дела и совместная деятельность, направленная на достижение общих целей. Основной принцип деловых взаимоотношений – рациональность, поиск средств повышения эффективности сотрудничества.
Коммуникативная деятельность, как и любая другая деятельность, характеризуется определенным стилем. В широком смысле слова стиль деятельности (например, управленческой, производственной, педагогической) — устойчивая система способов, приемов, проявляющаяся в разных условиях ее осуществления.
Он обусловливается спецификой самой деятельности, индивидуально-психологическими особенностями ее субъекта.
В собственно психологическом, узком смысле индивидуальный стиль - «это обусловленная типологическими особенностями устойчивая система способов, которая складывается у человека, стремящегося к наилучшему осуществлению данной деятельности, .индивидуально-своеобразная система психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей (типологически обусловленной) индивидуальности с предметными в Стили общения прежде всего подразделяются на три общих вида: авторитарный, демократический и либерально-попустительский, наполняясь в то же время собственно «педагогическим» содержанием внешними условиями деятельности»
Проведено эмпирическое исследование общения на примере группы студентов, будущих психологов. Определен общий уровень общительности, уровень развития коммуникативных и организаторских склонностей.
Для студентов большее значение имеет хорошо развитые коммуникативные навыки, стремление расширять сферу контактов, умение убеждать и добиваться своих целей.
Анализ результатов эмпирического исследования показал, что студенты обладают низким уровнем общительности и низким уровнем коммуникативных и организаторских умений.
У 40% студентов выявлен очень высокий уровень коммуникативных умений, у 20% уровень коммуникативных умений - ниже среднего и у 40% – низкий уровень умений.
Высокий уровень организаторских умений показали всего 10% исследуемых, 60% студентов продемонстрировали низкий уровень, и 30% - очень высокий уровень организаторских умений.
Для повышения уровня развития общительности, коммуникативных умений и стиля общения нами была разработана система занятий по формированию эмпатийных, коммуникативных и организаторских умений менеджеров. В основу программы легли работы А.С. Прутченкова и Ф. Бурнарда. Программа представляет собой систему занятий на повышение уровня общения, эмпатии, коммуникативных и организаторских умений менеджеров.
Структура межличностных отношений в группах младших школьников.
Важным вопросом при изучении характеристики внутригрупповых взаимоотношений как детей младшего школьного возраста, так и не только их является выявление непосредственно самой структуры таких отношений, их содержания. Это можно осуществить исходя из анализа социальной ситуации развития группы.
В детских группах могут быть выделены ф ...
Виды и применения грпповой психокоррекци
Широкое распространение в современном мире получило групповое психокоррекционное движение. Его основное отличие от индивидуальной психокоррекции состоит в том, что в группе психокоррекционный эффект достигается за счет взаимодействия, взаимовлияния людей и активного использования социально-психологических возможностей группы для достиже ...
Взаимодействия людей
«Взаимодействие – это процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь. Именно причинная обусловленность составляет главную особенность взаимодействия, когда каждая из взаимодействующих сторон выступает как причина другой и как следствие одновре ...