Идеомоторные методы как способ преодоления стресса
Страница 2

Широко известны проявления идеомоторики во время сна. Например, движения, которые выполняются в наших сновидениях, могут частично воспроизводиться спящим человеком – объятия, отталкивание, улыбка и т.п. Не затрагивая достаточно редкое явление лунатизма (хотя, безусловно, идеомоторика присутствует и в нем), остановимся на более распространенных ситуациях. На отдельных этапах нашей жизни способность к идеомоторным движениям во сне может усиливаться. Напряженная деятельность в течение дня и сильные эмоциональные переживания нередко приводят к тревожному сну с повышенной двигательной активностью – от стонов и ворочания до разговоров и различных движений.

Не следует путать идеомоторные движения с непроизвольными подергиваниями, которые бывают особенно частыми в период засыпания. Подергивания имеют соматическую природу – при распространении торможения по нервной системе, таким образом, как бы «разряжается», «сбрасывается» напряжение, накопившееся в отдельных участках спинного мозга. Идеомоторное движение во время сна имеет принципиально другую природу – в процессе сновидения активизируются те участки головного мозга, где хранятся шаблоны движений, то есть их идеомоторные образы. Поэтому проявления идеомоторики во сне являются результатом сновидения, то есть мысленного выполнения определенных действий, и не могут возникнуть без него.

Психологическая установка, как готовность к определенным действиям, в двигательной сфере тесно связана с идеомоторикой. Ожидание конкретной ситуации включает подготовку типичных для нее двигательных образов, подобно тому, как водитель прогревает мотор автомобиля перед поездкой. Нередко возникает ситуация, когда появление только первых признаков изменения ситуации является «пусковым» механизмом сложного ответного действия.

Произвольное и непроизвольное оперирование мысленными образами, в том числе и идеомоторными, приводит к изменению нашего психического состояния. Окружающие объекты, «дорисованные» нашим воображением, увиденная ситуация с ретроспективно восстановленной последовательностью событий, планы на будущее с анализом возможных вариантов – все это может активировать идеомоторные механизмы нашей психики. Нюансы настроения передаются через идеомоторику в двигательную сферу, и возникает «летящая» походка, «груз» неудачи, «дрожь» воспоминания. Для различных состояний у нас имеются свои двигательные программы, которые активируются при появлении образа в сознании.

Целенаправленное создание мысленных образов для изменения психического состояния активно используется в различных методах психорегуляции. Это, прежде всего, визуализации:

¾ внешних условий - например, представления себя в лесу, на берегу моря, дома и т.д.;

¾ ощущений (внутренних условий) - огня в груди, прохлады в голове, тепла в руках и ногах и т.д.;

¾ переживаний - боль утраты, трепет ожидания и т.д.;

¾ процессов - полет или падение, отождествление себя с объектом, расширение или уменьшение размеров и т.п.

В психорегуляции может использоваться и обратный механизм, когда выполнение или имитация определенных движений формирует образы, которые и становятся доминирующими в состоянии и настроении - например, ритмичный танец, бой с тенью, поглаживание приятных на ощупь предметов и т.д.

Упорядочивание идеомоторных приемов в целенаправленную систему привело к созданию идеомоторной тренировки. Этому методу, как и другим видам тренировки, присущи следующие закономерности, которые следует учитывать для эффективного применения:

¾ мотивация и активность как осознание потребности в изменении и стремление к нему;

¾ систематичность как необходимость выполнения конкретной последовательности упражнений для достижения результата;

¾ отставленный эффект как появление результата не сразу, а после серии занятий через определенный промежуток времени;

¾ дозирование как необходимость оптимального сочетания нагрузки и отдыха и другие.

Страницы: 1 2 3 4 5


Движущие силы и условия развития личности
Развитие личности следует понимать как процесс формирования личности как социального качества индивида в результате его социализации и воспитания. Обладая природными анатомо-физиологическими предпосылками к становлению личности, в процессе социализации ребенок вступает во взаимодействие с окружающим миром, овладевая достижениями человеч ...

Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
Проанализируем результаты экспериментов (рассмотреных в предыдущем пункте), проведенных в школах Москвы и Рязани с целью изучения влияния учебно-воспитательного процесса на самоактуализацию личности подростка. Анализ результатов по шкале поддержки, измеряющей степень независимости поведения субъекта от воздействий извне, подтвердил н ...

Упражнение «Как выявить гиперактивного ребёнка»
Данное упражнение предназначено: вариант 1 – для педагогов, психологов, дефектологов; вариант 2 – для родителей гиперактивных детей. Тренер выбирает вариант, соответствующий контингенту. Если группа смешанная, то одна подгруппа выполняет задания для педагогов, другая – для родителей. Поскольку для гиперактивных детей свойственна вариат ...