Идеомоторные методы как способ преодоления стресса
Страница 4

4. Конкретизация исполнительских систем: определение конкретных систем-реализаторов алгоритма и команд, необходимых для выполнения действия. В результате наш мозг формирует комплект сигналов к мышцам.

В процессе выполнения движения фазы мыслительной работы регулярно повторяются, обеспечивая механизм обратной связи и коррекцию движения. Само же движение выполняется через активацию различных участков центральной нервной системы (ЦНС), и по характеру выполняемого движения Н.А. Бернштейн предлагает выделять пять уровней (таблица 2).

Таблица 2

Содержание

Участок ЦНС

Пример

A

уровень палеокинетических регуляций

рубро-спиальный

статические позы: за рулем, в танце, во сне, тонус мышц

B

уровень синергий

таламо-паллидарный

циклические и повторяемые движения: шаг в беге, гребок в плавании

C

уровень пространственного поля

пирамидально-стриарный

пространственная «привязка»:

попасть в цель, взять объект

D

уровень действий (смысловых цепей)

теменно-премоторный

достижение цели:

открыть дверь, снять шляпу

E

уровень индивидуального артистизма

кора больших полушарий

Особенности почерка, походки

Комплекс движений, который имеет конкретную смысловую цель (уровень D), является целостным действием, и в повседневной жизни мы преимущественно оперируем именно действиями, не анализируя составляющие его компоненты. В каждом движении обычно задействованы несколько уровней, но ведущим является только один из них, в зависимости от главной цели действия. Обучение движению происходит от уровня А до уровня Е или наоборот, но для успешного освоения следует сохранять последовательность использования уровней и идеомоторные образы могут использоваться на любом этапе работы.

В процессе изучения действия как целенаправленного комплекса движений формируется его идеомоторный образ, который используется в дальнейшем уже в «свернутой» форме: активизация образа вызывает последовательное выполнение составляющих движений. Психофизиологические особенности конкретного человека – подвижность нервных процессов, дифференциация мышечных усилий, быстрота восприятия и переработки проприоцептивной (т.е. от рецепторов двигательной анализаторной системы), визуальной и другой информации, придают стандартным движениям уникальную индивидуальность. Эта индивидуальность тоже закрепляется в идеомоторном образе выполняемого действия и проявляется в координированности, энергетической стоимости, амплитуде, темпе, ритме и других его характеристиках.

Дальнейшее развитие идей о механизмах управления движением отражено в теории функциональной системы П.К. Анохина. Ее автор выделил 4 компонента афферентного синтеза, формирующего цель действия, и ввел понятие акцептора результата действия как механизма моделирования ожидаемого результата и сравнения его с результатом, полученным в действительности (рис. 1).

Рис. 1 - Схема функциональной системы поведенческого акта (по П.К. Анохину, 1978)

Наиболее полная функциональная модель предметного действия, которая известна мне сегодня, разработана Н.Д. Гордеевой и В.П. Зинченко в результате комплексного исследования психомоторики человека. Психофизиологический механизм идеомоторики имеет много общего с механизмом предметного действия, поэтому рассмотрим его формирование в процессе преобразования двигательного акта в идеомоторный.

Страницы: 1 2 3 4 5


Этапы овладение произвольными формами памяти. Соотношение непроизвольного и произвольного запоминания
Развитие памяти в дошкольном возрасте характеризуется Р.С. Немовым постепенным переходом от непроизвольного и непосредственного к произвольному и опосредствованному запоминанию и припоминанию. Господствующим видом памяти к концу дошкольного возраста, остается память непроизвольная. Качество непроизвольного запоминания предметов, картино ...

Особенности волевого поведения
Понятие «воля» определяется в психологии как одно из высших проявлений человеческой активности. Волевое поведение всегда предполагает сознательное регулирование человеком своего поведения, что проявляется при определенной цели, составлении плана, выполнении задания, преодолении препятствий. Волевая регуляция осуществляется в течение все ...

Экспериментальное исследование застечивости подростков. Анализ результатов. Методика изучения застенчивости в подростковом возрасте
Застенчивость – явление очень распространенное, особенно в подростковом возрасте. Это связано с физиологическим изменениями, происходящими в этом возрасте, особенностями формирования личности, становления «Я-концепции», динамики самооценки. По мнению многих исследователей в подростковом возрасте застенчивость больше наблюдается у девоч ...