Идеомоторные методы как способ преодоления стресса
Страница 5

В предметном действии, то есть реально выполняемом движении, процесс состоит из двух основных этапов – программирования и исполнения, которые тесно взаимосвязаны: в программировании формируются управляющие сигналы, а восприятие ситуации после исполнения дает информацию для очередного программирования (рис. 2).

Рис. 2 - Общая схема управления двигательным актом (модификация схемы Н.А. Бернштейна)

Психофизиологическими исследованиями доказано, что «если сохраняется возможность перевода обработки информации и осуществление рефлекторного ответа на низших звеньях интеграции нервных клеток, происходит переключение нервной системы на филогенетический уровень». То есть систематически повторяемая часть двигательного акта автоматизируется и в дальнейшем осуществляется без осознания процесса, причем команды к мышцам тесно взаимосвязаны с типичными ответными сигналами. Автоматизация движения приводит к тому, что фокус внимания при выполнении освоенного упражнения смещается в блок переработки информации с целью создания (а часто просто выбора из имеющихся вариантов) адекватной команды мышцам, дальнейшее выполнение которой уже автоматизировано и практически предсказуемо мозгом. Так происходит формирование идеомоторного образа движения, появление которого в сознании генерирует комплекс сигналов к мышцам. Если нет необходимости выполнения движения, то нервная система снижает интенсивность сигнала до уровня, который не вызывает сокращение мышц, то есть тормозится выполнение движения. Но сигналы от идеомоторного образа воспринимаются и могут осознаваться: каждый, наверное, может вспомнить «мышечный трепет» перед решающим движением. Психофизиологические изменения активности нервной системы в результате мыслительной деятельности широко известны – на этом принципе основана работа «детектора лжи». Активизация идеомоторного образа формирует образ ответного изменения ситуации как наиболее вероятного развития событий в случае выполнения действия. Активное использование представления и воображения для создания в сознании образа измененной ситуации при возможном выполнении движении завершают кольцо идеомоторного акта (рис. 3).

Рис. 3 - Схема идеомоторного акта

Данный алгоритм работы с двигательными образами является основой идеомоторной тренировки, когда мысленное выполнение действий используется для проверки или увеличения готовности к их реальному выполнению, повышения уверенности в успехе, закрепления изученного упражнения и т.д. При этом часть сигналов может доходить до мышц, и тогда происходит имитация движений с акцентированием его основных моментов. Если у человека развита способность к идеомоторике, то есть существует повышенная чувствительность моторной системы к сознательным и бессознательным образам, выполнение движения может происходить без осознания инициирующего его идеомоторного образа и восприниматься как управление внешней силой.

В данной теоретической части исследования по проблеме преодоления психологического стресса посредством идеомоторных методов была разделена на три составные части, в которых мы подробно рассмотрели:

¾ проблему стресса в психологии, были рассмотрены основные механизмы возникновения психологического стресса и связанные с ним поведенческие, интеллектуальные, эмоциональные и физиологические изменения, а также субъективные и объективные причины возникновения стресса;

¾ научные концепции и статистические исследования по проблеме стресса, такие как, первое исследование Ганса Селье давшее начало концепциям Лазаруса, Александровского, Черепановой, О.С. Копиной, Е.А. Сусловой, Е.В. Заикина, В. Зигерта, Л. Ланга, О.Б. Долгинова и Е.Б. Красновой и Д. Хоффельда;

¾ третья часть полностью была посвящена идеомоторным методам, как способу преодоления психологического стресса. Здесь была рассмотрена сущность идеомоторики, ее эффективность в психорегуляции эмоционального состояния с помощью целенаправленно созданных мысленных образов для изменения психического состояния.

Страницы: 1 2 3 4 5 


«Разговор с телом»
Цель: учить ребёнка владеть своим телом. Ребёнок ложиться на пол на большой лист бумаги или кусок обоев. Взрослый карандашом обводит контуры фигуры ребёнка. Затем вместе с ребёнком рассматривает силуэт и задаёт вопросы: «Это твой силуэт. Хочешь мы можем разрисовать его? Каким бы цветом ты хотел разукрасить свои руки, ноги, туловище? Ка ...

Конфликт: его понятие и сущность
Как показывает практика, конфликт часто ассоциируется с негативными эмоциями и такими состояниями, как напряжение, беспокойство, зависть, ревность, враждебность, обида, досада, боль, травма, стресс, апатия, ярость, гнев и т.д. Несмотря на то что конфликт стал уже объектом изучения отдельной дисциплины, отношение к нему в обществе в цел ...

История профессии
Ушедший ХХ век можно с полным правом назвать и «временем инженерии», и «веком инженеров». Прогресс науки и техники привел к расцвету инженерной профессии. Но прежде чем приобрести нынешнее значение и размах, профессия инженера, само инженерное дело прошло непростой, исторически длительный путь становления. Само слово «инженер» впервые с ...