Идеомоторные методы как способ преодоления стресса
Страница 5

В предметном действии, то есть реально выполняемом движении, процесс состоит из двух основных этапов – программирования и исполнения, которые тесно взаимосвязаны: в программировании формируются управляющие сигналы, а восприятие ситуации после исполнения дает информацию для очередного программирования (рис. 2).

Рис. 2 - Общая схема управления двигательным актом (модификация схемы Н.А. Бернштейна)

Психофизиологическими исследованиями доказано, что «если сохраняется возможность перевода обработки информации и осуществление рефлекторного ответа на низших звеньях интеграции нервных клеток, происходит переключение нервной системы на филогенетический уровень». То есть систематически повторяемая часть двигательного акта автоматизируется и в дальнейшем осуществляется без осознания процесса, причем команды к мышцам тесно взаимосвязаны с типичными ответными сигналами. Автоматизация движения приводит к тому, что фокус внимания при выполнении освоенного упражнения смещается в блок переработки информации с целью создания (а часто просто выбора из имеющихся вариантов) адекватной команды мышцам, дальнейшее выполнение которой уже автоматизировано и практически предсказуемо мозгом. Так происходит формирование идеомоторного образа движения, появление которого в сознании генерирует комплекс сигналов к мышцам. Если нет необходимости выполнения движения, то нервная система снижает интенсивность сигнала до уровня, который не вызывает сокращение мышц, то есть тормозится выполнение движения. Но сигналы от идеомоторного образа воспринимаются и могут осознаваться: каждый, наверное, может вспомнить «мышечный трепет» перед решающим движением. Психофизиологические изменения активности нервной системы в результате мыслительной деятельности широко известны – на этом принципе основана работа «детектора лжи». Активизация идеомоторного образа формирует образ ответного изменения ситуации как наиболее вероятного развития событий в случае выполнения действия. Активное использование представления и воображения для создания в сознании образа измененной ситуации при возможном выполнении движении завершают кольцо идеомоторного акта (рис. 3).

Рис. 3 - Схема идеомоторного акта

Данный алгоритм работы с двигательными образами является основой идеомоторной тренировки, когда мысленное выполнение действий используется для проверки или увеличения готовности к их реальному выполнению, повышения уверенности в успехе, закрепления изученного упражнения и т.д. При этом часть сигналов может доходить до мышц, и тогда происходит имитация движений с акцентированием его основных моментов. Если у человека развита способность к идеомоторике, то есть существует повышенная чувствительность моторной системы к сознательным и бессознательным образам, выполнение движения может происходить без осознания инициирующего его идеомоторного образа и восприниматься как управление внешней силой.

В данной теоретической части исследования по проблеме преодоления психологического стресса посредством идеомоторных методов была разделена на три составные части, в которых мы подробно рассмотрели:

¾ проблему стресса в психологии, были рассмотрены основные механизмы возникновения психологического стресса и связанные с ним поведенческие, интеллектуальные, эмоциональные и физиологические изменения, а также субъективные и объективные причины возникновения стресса;

¾ научные концепции и статистические исследования по проблеме стресса, такие как, первое исследование Ганса Селье давшее начало концепциям Лазаруса, Александровского, Черепановой, О.С. Копиной, Е.А. Сусловой, Е.В. Заикина, В. Зигерта, Л. Ланга, О.Б. Долгинова и Е.Б. Красновой и Д. Хоффельда;

¾ третья часть полностью была посвящена идеомоторным методам, как способу преодоления психологического стресса. Здесь была рассмотрена сущность идеомоторики, ее эффективность в психорегуляции эмоционального состояния с помощью целенаправленно созданных мысленных образов для изменения психического состояния.

Страницы: 1 2 3 4 5 


Использование комплекса игр в работе с подростками
Как указывалось выше, исследование проводилось в виде естественного эксперимента, специфика которого заключалась в том, что одна группа детей (экспериментальная) была включена в игровую деятельность по разработанной автором модели, в другой же группе (контрольной) игровая деятельность проводилась традиционно. Эксперимент длился 6 месяце ...

Проблема взаимовлияния личности и общества
Данная проблема по своей сути логически вытекает из теоретической конструкции, касающейся структуры личности. Поскольку в структуре личности “i” является активной, творческой, спонтанной стороной, то, следовательно, ее поведение в социальной среде всегда имеет долю непредсказуемости. Поведение личности всегда будет вносить те или иные и ...

Психология стресса
На пороге XXI в. человечество активно осваивает Мировой океан, полярные области планеты, горы, нередко сталкиваясь с воздействием экстремальных условий жизнедеятельности, т.е. со стрессом. Известно, что при этом резко возрастают как психологические нагрузки, так и требования и физиологической стабильности человека. В своей жизни практич ...