Идеомоторные методы как способ преодоления стресса
Страница 3

-Идеомоторные образы в обучении технике движений:

наиболее широкое применение идеомоторная тренировка нашла в обучении двигательным действиям и в совершенствовании техники их выполнения. В теории поэтапного формирования умственных действий, модифицированной к двигательному обучению, выделяется 5 уровней освоения действия, и наивысшим из них является создание идеомоторного образа движения (таблица 1).

Таблица 1

Название этапа

Методы

1

Ознакомление с общей структурой и алгоритмом движения

демонстрация, объяснение

2

Изучение отдельных элементов движения

разделение движения на отдельные элементы и освоение их

3

Целостное выполнение под внешним контролем

целостное выполнение в медленном темпе под внешние команды

4

Целостное выполнение под внутренним контролем

Самостоятельное выполнение

5

Объединение логического и перцептивного представлений в идеомоторный образ

многократное повторение в вариативных условиях

Работа с идеомоторными образами уже изученных движений обычно проводится для создания уверенности в успехе будущего выполнения, исправления технических ошибок, настройки на предстоящую деятельность и т.п. У различных людей существует разная способность к идеомоторной тренировке, которая обусловлена, на наш взгляд, особенностями нервной системы. Мысленное выполнение движений может проводиться в различных положениях, под внешнее речевое или музыкальное сопровождение, с открытыми или закрытыми глазами. Конкретные особенности и методика проведения идеомоторной тренировки определяется поставленными задачами, имеющимися условиями, опытом работы, как ведущего, так и занимающегося и другими факторами.

В отдельных видах человеческой деятельности от исполнителя требуется выполнение действий, которые еще ему не знакомы. В работе актера, педагога, дипломата и т.д. нужна способность к перевоплощению в новые роли, и от достоверности исполнения новых действий зависит общий результат деятельности. Так, например, с помощью идеомоторного механизма актер может передать такие нюансы позы или движения, которые обычно остаются вне фокуса внимания, но в совокупности повышают достоверность исполняемой роли. История театра знает немало случаев, когда при хорошем «вхождении» в образ роль сама идеомоторно «вела» актера, иногда приводя к отступлению от сценария. Отдельно можно выделить перевоплощение в животных, которое производится в сюжетных постановках, детских играх, «звериных» стилях единоборств и т.д. В процессе копирования типичных форм поведения имитируемого животного нередко тело как бы само подсказывает новые движения, и происходит это тоже благодаря идеомоторике.

Теория уровневого построения движения:

структура движения физиологически была обоснована и наглядно изложена в теории уровневого построения движения Николая Александровича Бернштейна. В результате своих исследований он выделил четыре фазы мыслительной работы, которую человек проводит перед выполнением любого движения:

1. Восприятие и оценка ситуации: объединение сигналов, поступающих от анализаторов, в единый образ текущей ситуации и анализ ее с позиции достижения цели.

2. Построение модели желаемого будущего: постановка цели действия, создание образа ситуации, которая должна быть достигнута в результате выполнения действия.

3. Создание алгоритма действия: определение последовательности операций, необходимых для перехода от текущей ситуации к желаемой.

Страницы: 1 2 3 4 5


Особенности волевого поведения
Понятие «воля» определяется в психологии как одно из высших проявлений человеческой активности. Волевое поведение всегда предполагает сознательное регулирование человеком своего поведения, что проявляется при определенной цели, составлении плана, выполнении задания, преодолении препятствий. Волевая регуляция осуществляется в течение все ...

Требования к эмоционально-волевой сфере
Типичный уровень нервно-психической напряженности труда Люди склонны беспокоиться и переживать. Согласно популярной теории, беспокойство наверняка полезно для выживания человечества. Между тем, лишь в 10% случаев мы нервничаем из-за того, что действительно важно; Остальное - это опасения, которые не оправдываются или рефлексия, пишет о ...

«Шариковые бои»
Цель: развитие координации движений. Содержание: В таз с водой опускают несколько каучуковых шариков, такое же количество шариков ребёнок держит в руке. Отойдя на расстояние 0,5-1м. от таза, ребёнок сбивает «мокрые» шарики «сухими». Если «мокрый» шар сбит, то его вынимают из воды, если не сбит, то «сухой» шар остаётся в воде. Игра зако ...