Исследование влияния
социальных факторов на становление личности ребенка. Рисуночный тест «Несуществующее животное»Страница 1
Материал: лист бумаги, набор фломастеров. Детям предлагалось:
"Придумай и нарисуй несуществующее животное и назови его несуществующим именем". Далее можно уточнить, что нежелательно брать животное из мультиков, т.к. оно уже кем-то придумано. Вымершие животные тоже не подходят.
Проанализируем полученные результаты:
Рисунок Сабиной М. (см. приложение 1.) говорит о нормальной самооценке, тенденции к рефлексии, размышлению. Испытуемый не человек действия, лишь незначительная часть замыслов реализуется на практике. Нередки нерешительность, боязнь активных действий. Часто не воспринимает мнение окружающих, буквально не слышит. Стремление избежать критики, не принимать ее. Основательность, обдуманность, рациональность принятия решений, опора на значимую информацию. Стремление избежать контакта с действительностью. Выраженный страх, стремление защититься от людей, реально имеющих возможность наложить запрет или ограничение, т.е. против старших по возрасту, родителей, учителей. Цветовая гамма рисунка указывает на тревожность. Нейтральное представление о своем "Я"
или о своем положении в мире. Низкие творческие способности (ребенку некогда заниматься творчеством), все силы уходят на сохранение и поддержание своего положения.
Основные характеристики
По средней линии – нормальная самооценка.
Голова влево – тенденция к рефлексии, размышлению. Нередки нерешительность, боязнь активных действий.
Отсутствие ушей - заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих для себя.
Широкая опорная часть фигуры – основательность, обдуманность, рациональность принятия решений, опора на проверенную информацию.
Части над уровнем фигуры – (шипы) + сильная штриховка – страх или тревога защита от людей.
Отсутствие глаз, штриховка, заполнение контура, жирная линия, мрачные цвета рисунка – очень высокий уровень тревожности.
Животное нейтральное (не имеет явно выраженных признаков агрессивности) – символизирует отношение к своему "Я"
, представление о своем положении в мире.
Существующая фигура (цифра) вместо несуществующего животного - низкие творческие способности.
Название – поверхностно-звуковое (легкомыслие).
Цвета – неудовлетворенность положением в школе.
Проанализируем рисунок Наташи Н. ( Приложение 1)
Самооценка нормальная. Тенденция к рефлексии, размышлению. Испытуемый не есть "человек действия", лишь незначительная часть замыслов реализуется. Нередки нерешительность, боязнь активных действий. Прислушивается к мнению окружающих. Легкость возникновения страхов и опасений, недоверия. Выраженная вербальная агрессия, в большинстве случаев защитная: огрызается, защищается, грубит в ответ на осуждение и порицание. Испытуемый ценит рациональное начало. Основательность, обдуманность принятия решений, опора на существенную и значимую информацию. Нестандартность при принятии решений, самостоятельность, не банальность. Стремится, чтобы его заметили, оценили. Пассивная защита против родителей и старших, как против людей, могущих наложить запрет, ограничение. Высокий уровень общей энергии. Стремление подчеркнуть свое "Я
". Вербальная агрессия (агрессия словом) - грубит, огрызается. Достаточно высокий уровень творческих способностей в сочетании с легкомыслием
Рисунок Даниила С. ( Приложение 1)
Мышление и сознание
В предыдущих главах неоднократно подчеркивалось, что сознание человека неоднородно и по отношению к каждому своему условному уровню имеет достаточно выраженный характер. С учетом всего вышеизложенного можно уточнить определения, описывающие эти уровни сознания:
Глубинное сознание – это непрерывный процесс осознания собственных внутренн ...
Психологические учения нового времени. Р. Декарт, Б. Спиноза
Одним из самых значительных событий Нового времени стала философская система, разработанная крупнейшим мыслителем Р.Декартом (1596 – 1650).
Отправным методологическим принципом Декарту служил вопрос о критерии достоверного знания. В качестве такого критерия философ выдвигает интуицию, как состояние умственной самоочевидности. Наличие с ...
Мини-лекция «Что такое гиперактивность»
«Гипер…» – (от греч. над, сверху) – составная часть сложных слов, указывающая на превышение нормы. Слово «активный» пришло в русский язык из латинского и означает «действенный, деятельный». Внешние проявления гиперактивности: отвлекаемость, невнимательность, импульсивность, повышенная двигательная активность. Часто таким детям сопутсвую ...