Примерная программа курса для старших классов общеобразовательных
учреждений «Подготовка юношей и девушек к семейно-брачным отношениям»Страница 1
Настоящая программа разработана как курс, рассчитанный на 1 год обучения (10 или 11 классы), 1 час в неделю, всего 34 часа в год. Программа включает в себя этический, семьеведческий, медико-гигиенический, и экономический блоки. В зависимости от творческой позиции педагога материал можно проходить поблочно, или чередовать занятия из разных блоков.
I.Этический блок (6 ч.)
Занятие 1-3. Понятие любви (3 ч.)
Цель: Актуализация знаний по теме, формирование у школьников представлений о трактовке понятия «любовь» в различных философских течениях, формирование личностного восприятия любви.
Основные понятия: любовь как этическое понятие.
Методические рекомендации
В начале занятия педагог знакомит школьников с пониманием любви в различных философских течениях. Знакомство проводится в форме лекции с элементами беседы (для лучшего восприятия материала желателен исторический подход в его изложении). Далее рекомендуется провести обсуждение перечисленных подходов к пониманию любви (среди способов обсуждения можно рекомендовать следующие: « неоконченное предложение», «телефон доверия», « обращение с вопросом к самому себе»).
Педагог в ходе обсуждения подводит школьников к осознанию необходимости в собственном понимании любви.
Для дальнейшего проведения занятия рекомендуется организация игровой ситуации. Одним из вариантов может быть игра-упражнение «стихи о любви». Для его проведения выбираются двое молодых людей и две девушки. Они, как лидеры, выбирают себе команду: девушка-лирик набирает себе лиричных девушек. Страстный юноша выбирает страстных ребят. Сформированные команды садятся в круг, впереди – лидеры.
Комната затемняется, ее центр освещает свеча. Задача: все команды по кругу должны читать по одному стихотворению о любви. Это должны быть непременно стихи, и каждый участник не может читать более двух раз. Не обязательно читать до конца, но обязательно выражая личностное отношение к описываемой ситуации.
После этого возможен ролевой розыгрыш житейских ситуаций.
Возможна следующая схема игры:
· педагог предлагает ситуацию, понятную всем;
· ситуация разыгрывается в парах; играют все;
· ситуация обсуждается в микрогруппах в форме доклада;
· доклады перерастают в живую игру, идет показ для общей группы;
· обсуждение разных выходов из этой ситуации, их плюсов и минусов.
Возможные темы: «опоздал и забыл билеты .», «прости меня, пожалуйста!», «а ты опять сегодня не пришла» и т. д.
Занятие 4-6. Религиозные учения о сущности любви (3 ч.)
Цель: Сформировать представления школьников о понимании сущности любви в различных религиозных учениях, показать христианское понимание любви, христианскую философию понимания человека, мира и Бога.
Основные понятия: Мировые религии, христианство, как основа русской культуры, любовь.
Методические рекомендации
Занятие проводится в форме лекции с элементами беседы. Аудиторию необходимо оформить репродукциями картин на религиозную и библейскую тематику. Занятие начинается с вступительного слова педагога раскрывающего основные понятия темы (предварительно педагог сам обязан наиболее полным образом ознакомиться с рекомендуемой литературой). Далее педагог организует обсуждение различных подходов к пониманию сущности любви. Домашнее задание может заключаться в написании сочинения-рассуждения по изучаемой теме.
Второй час занятия посвящается восприятию философии христианства, т.к. именно эта философия легла в основу европейской и русской культуры, а значит, и в основу нашего понимания любви.
Классная комната оформляется репродукциями картин, фотографиями храмов и святых мест, звучит духовная музыка. Педагог знакомит школьников с традициями христианства, обрядами, философией понимания человека, мира и Бога. Затем организует дискуссию, в ходе которой показывает понимание любви в христианстве.
Третий час занятия рекомендуется посвятить практическому ознакомлению с обрядами христианства. Следует познакомить школьников со свадебным обрядом на основе краеведческого материала (через посещение музея или приглашение фольклорной группы).
II. Психологический блок (12 ч.)
Занятие 7-8 Межличностное общение (2 ч.)
Цель: Создание предпосылок для более свободного выражения своих чувств.
Основные понятия: расслабление; правила поведения в тренинговой группе.
Методические рекомендации
Проводится тренировка различных способов расслабления, установление зрительного контакта.
Структурализм. Психология как наука о непосредственном опыте
Работы Г. Гельмгольца, Г. Фехнера и других привели к пониманию того, что психические процессы могут изучаться экспериментально. Однако формально начало современной научной психологии относят к 1879 г., времени основания Вильгельмом Вундтом (1832 — 1920) первой психологической лаборатории в Лейпциге. Научное влияние В. Вундта было чрезвы ...
Сущность и содержание понятия социальной безопасности
Социальная безопасность представляет собой состояние защищенности личности, социальной группы, общности от угроз нарушения их жизненно важных интересов, прав, свобод. Постоянным объектом социальной безопасности в общем виде является личность, ее жизненно важные права и свободы в социальной сфере жизнедеятельности общества: право на жизн ...
Анализ трудности задания (item-анализ)
Анализ заданий по результатам, получившимся в пилотажном исследовании, имеет своей целью отбор окончательных вопросов опросника и включает в себя определение трудностей (сложностей) и дикриминативности каждого задания.
Для вычисления трудности задания используется следующая формула:
Uт=100(1-) , где
Uт- индивидуальная трудность в про ...