Примерная программа курса для старших классов общеобразовательных учреждений «Подготовка юношей и девушек к семейно-брачным отношениям»
Страница 3

Информация о психологии » Социально-психологические проблемы подготовки юношей и девушек к семейно-брачным отношениям » Примерная программа курса для старших классов общеобразовательных учреждений «Подготовка юношей и девушек к семейно-брачным отношениям»

Помимо повышения интереса к занятию, создания атмосферы непринужденности и веселья, игра способствует формированию навыков тонкого анализа невербальных проявлений в поведении другого человека.

«Умение вести разговор»

Ведущий говорит о том, что за неумением вести разговор, поддерживать беседу часто скрывается отсутствие интереса к другому человеку, недостаток сопереживания, живого участия по отношению к нему, боязнь тесных контактов с людьми. Преодолевать эти черты начинают с развития навыков ведения и поддержания разговора.

Группа делится на пары, Темы для беседы выбираются самостоятельно, но несколько примеров подсказывает ведущий. Например: что беспокоит в школе; что трудно в отношениях с родителями; какие качества хотелось бы развить в себе, участвуя в групповых занятиях.

На первом этапе разрешается задавать только «открытые» (т.е. такие, на которые нельзя ответить просто «да» или «нет» ) вопросы, например, не «Ты любишь поболтать с Олегом?», а «Почему тебе нравится болтать с Олегом?»

Ответы рекомендуется давать также подробные, развернутые. После 3-5 минут диалога партнеры меняются ролями.

«Слушали молча»

Ведущий, напомнив окончание предыдущего упражнения говорит, что в жизни важно уметь не только поддерживать разговор, проявляя собственную активность, но и молча выслушивать собеседника, что является подчас не менее важным проявлением участия, сопереживания другому.

Группа делится на пары. В паре сначала один из участников рассказывает о себе то, что его волнует, беспокоит, на что он не находит ответа. Партнеру разрешается только невербальное выражение чувств по отношению к словам собеседника. Потом партнеры меняются ролями и, выступавший в роли слушателя, говорит о себе. Обмен чувствами, возникшими во время упражнения, можно провести и при работе в парах, но лучше сделать это в конце упражнения, когда группа собирается в полном составе.

Занятия 13-15. Женские и мужские особенности, женственность и мужественность.(3 ч.)

Цель: Дать учащимся понятие о специфике женского и мужского организма, о психологических особенностях мужчин и женщин, различии их социальных функций. Развить ощущение принадлежности к своему полу.

Основные понятия: мужественность, женственность, маскулизация женщин, феминизация мужчин.

Методические рекомендации

Занятия проводятся в форме ролевой игры «Планета мужчин и планета женщин». Учащиеся делятся на 2 группы: «планету мужчин» и «планету женщин». Затем происходит «парад» планет: каждая «планета» рассказывает о своих достоинствах, ценностях. Затем происходит смена планет. Планету мужчин представляют юноши, а планету женщин – девушки. Проводится «антипрезентация» планет: каждая планета говорит о своих недостатках слабостях. Далее «планеты» обсуждают, что мешает их сближению, взаимодействию.

По окончанию игры преподаватель рассказывает о типичных противоречиях сложностях взаимоотношений, проблеме непонимания, раскрывает, понятия мужественности и женственности.

Занятие 16-18. Знакомство и установление отношений. Культура взаимоотношений юношей и девушек (3 ч.).

Цель: Дать знания о взаимоотношениях полов: знакомство и ухаживание. Обучить правилам знакомства с противоположным полом.

Основные понятия: Знакомство, способы знакомства.

Методические рекомендации

На первом занятии проводится анализ эффективности различных способов знакомств. Такой анализ можно провести на основе анкетирования «Мой идеал юноши (девушки)». Далее педагог обучает школьников основным элементам техники знакомства.

На втором занятии целесообразно разыграть ситуации знакомства. Например: Ситуация 1 «Знакомство в поезде (при активной позиции юноши)»; ситуация 2 «Знакомство в троллейбусе (предполагает активную роль девушки в знакомстве)»; ситуация 3 «Знакомство в парке на скамейке (юноша настаивает на знакомстве, а девушка отказывается)». Проводится групповой анализ ситуаций, обсуждение наиболее эффективных приемов знакомства и ухаживания.

Последнее занятие желательно провести в виде ролевой игры. По сюжету игрокам необходимо познакомиться с представителями страны, язык которой они не знают.

III. Семьеведческий блок (9 ч.)

Занятия 19-20. Семья и ее функции.(2 ч.)

Цели: Познакомить с характером и особенностями развития семьи на протяжении веков. Помочь в анализе особенностей семейных отношений в различных общественно-экономических формациях.

Помочь осознать функции семьи как важнейшего фактора формирования человека. Помочь усвоению содержания психологической функции семьи.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Категория социоэтикета в рамках отношений "преподаватель-студент"
В современном ВУЗе возрастает роль преподавателя, расширяется диапазон его психологического и педагогического воздействия на учащихся. Преподаватель уже не может быть только проводником знаний и информации, он должен быть педагогом, психологом, психотерапевтом. От этого во многом зависит успешность его педагогической деятельности и авто ...

Младший школьный возраст
Младший школьный возраст (с 6-7 до 9-10 лет) определяется важным внешним обстоятельством в жизни ребенка - поступлением в школу. В настоящее время школа принимает, а родители отдают ребенка в 6-7 лет. Школа берет на себя ответственность через формы различных собеседований определить готовность ребенка к начальному обучению. Семья приним ...

Коммуникативные барьеры
Эффективности коммуникации мешают коммуникативные барьеры. Коммуникативные барьеры – помехи, препятствия, вмешательства в процесс коммуникации на любом из ее участков, искажающие смысл сообщения. Типы барьеров Примеры их проявления Информационно-дефицитарные Механический обрыв, неясность или замалчивание информации отпра ...