Глубинное подсознание (глубинное сознание)
Страница 5

Технология мышления » Глубинное подсознание (глубинное сознание)

Похожие ситуации часто встречаются в технике: аварийные режимы или аварийные отключения каких-либо агрегатов, установок, приборов (из-за энергетических, тепловых, физических и других перегрузок) направлены на сохранение целостности и потенциальной работоспособности этих агрегатов или приборов и нередко такие системы защиты предусматривают автоматический обратный переход в нормальный режим функционирования или эксплуатации. www.edubrilliant.ru

Но известны и другие случаи, когда частичный контроль переходит к глубинному сознанию – это опасные ситуации, в которых человек ведет себя чисто рефлекторно. Например, мы резко и неосознанно (по отношению к верхним уровням сознания) отбрасываем горячий предмет, если неосторожно взяли его в руки, подгибаем ноги в коленях, когда падаем или прыгаем с высоты и т. п. Такая реакция (безусловные рефлексы) не зависит от того, что мы видим или слышим в этот момент, слепой или глухой человек поступает в подобных ситуациях точно так же, как и вполне здоровый. Это в какой-то мере косвенно подтверждает предположение (более подробно это будет рассмотрено в других главах) о том, что глубинное сознание не имеет прямого выхода на органы зрения и слуха.

Каково происхождение уровня глубинного сознания? Этот уровень зародился вместе с самыми первыми, доисторическими прототипами животных организмов[6] как необходимый регулятор примитивных функций жизнеобеспечения, усложнялся и совершенствовался параллельно с усложнением и совершенствованием структуры организма. Несколько миллиардов лет назад именно этот, тогда единственный уровень сознания, и контролировал весь организм. Только инстинктов тогда было меньше: скорее всего, один – инстинкт самообеспечения, но и в него входило немного безусловных рефлексов. Размножались такие первоживотные, вероятно, бесполым путем, поэтому и инстинкт размножения, в обычном понимании, отсутствовал. Первые прототипы животных не имели ни сколько-нибудь развитых органов чувств, ни органов активного движения, ни даже естественных врагов – все это появится позднее, в результате эволюционного развития самих животных. “Пионерам” животного мира было достаточно по мере необходимости просто поглощать пищу, например, простейшие растения. Этим процессом и “заведовали” первые нервные клетки, древнейшие прототипы глубинных отделов головного мозга.

До тех пор, пока у первоживотных не было сколько-нибудь развитых органов чувств, которые могли бы предупредить об опасности, органов активного движения, которые помогали бы избежать такой опасности, и собственно врагов, то они вполне обходились и без инстинкта самосохранения. Например, кораллы и сегодня легко обходятся без инстинкта самосохранения. Какой им прок от такого инстинкта, если избежать опасности они все равно не могут? Ведь у них нет органов движения, а органы их чувств, видимо, недалеко ушли в своем развитии от примитивных органов чувств первоживотных.

Такая “идиллия” продолжалась по нашим понятиям долго, может быть, миллионы лет, но в конечном итоге одни первоживотные начали поедать не только растения, но и себе подобных. Решающую роль в этой борьбе за существование стали играть органы чувств и движения. Древнейшие прототипы животных вряд ли имели даже один сколько-нибудь развитый орган чувств, и, скорее всего, этим органом был примитивный анализатор съедобности или несъедобности пищи. Но в последствии, именно эволюционное усовершенствование этого примитивного анализатора привело к появлению более развитых и совершенных органов чувств, и в первую очередь – органов осязания и вкуса. Используя свои примитивные прототипы органов чувств, первоживотные находили и поедали пригодную для них пищу. Съедобную часть своего “обеда” они усваивали, а от несъедобной избавлялись как от ненужного компонента или балласта. Такой принцип усвоения пищи и сегодня характерен для всех животных.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Нормативное и индивидуальное в развитии психологических признаков
Итак, генотип в процессе онтогенеза выполняет две функции: во-первых, типизирует и, во-вторых, индивидуализирует развитие. Генетические факторы ответственны за формирование единых для всей человеческой популяции признаков (телесной организации, прямо-хождения, универсальности руки, способности к речевой коммуникации, высшим психическим ...

Развитие психологической мысли во франции в 18 веке. Ж. Ламетри, Э. Кондильяк, К. Гельвеций
Пропагандистами опытного знания, критиками метафизики и схоластики были Мари Франсуа Аруэ Вольтер (1694 – 1778) и Этьен Бонно де Кондильяк (1715 – 1780). Кондильяк предложил оригинальную модель “человека – статуи”, развивавшую отличный от Декарта и Локка взгляд на происхождение и развитие умственной деятельности. Предположим, говорил ...

Дошкольный возраст.
Основной характеристикой этого периода является игра. Игра, как средство познания мира и себя, как очередной этап психического развития. По мнению Д.Б. Эльконина, игра есть деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально, осваивает всю систему человеческих отношений. Игра – это особая форма освоения действи ...